Бюджетников отправят на распределение
Опубликовано 21 декабря 2006Вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов считает целесообразным введение более жесткой контрактной системы высшего образования, при которой выпускник, закончивший бюджетное отделение вуза, обязан будет отработать на государственном предприятии определенный срок, например, пять лет. "Вопрос был поставлен ребром - ввести в вузах контрактную систему. Если ты поступаешь на бюджетное отделение, и государство несет значительные траты на обучение, разумно, что выпускник должен отработать те деньги, которые вложены в его подготовку как высококвалифицированного специалиста", - сказал Иванов на заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ.
"Я думаю, это предложение заслуживает поддержки, и мы попросим Минобрнауки это учесть при дальнейшем реформировании, по крайней мере, системы высшего образования", - сказал г-н Иванов, добавив, что в учебных заведениях Минобороны контрактная система уже введена. Вместе с тем, Иванов высказался против предоставления отсрочек от армии молодым сотрудникам оборонных предприятий. "Прошу понять правильно - с 2008 года мы переходим на год службы, а не на два", - цитирует министра обороны РИА "Новости". Но при этом Сергей Иванов указал, что студентов техникумов будут призывать в армию только после окончания учебного заведения.
Предложение, высказанное вице-премьером, на самом деле не ново. Действительно, там в нашей стране, где вузы в основном работают на государственные структуры - в структуре министерства обороны и МВД, например, - большинство учащихся уже освоились с контрактной системой. Тоже самое происходит и в ряде учебных заведений, которые готовят специалистов по профессиям, весьма востребованным в коммерческих структурах, связанных с госмонополией. Так, например, представитель учебной части Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) в разговоре с обозревателем Страны.Ru отметил, что большинство бюджетных мест в этом крупнейшем транспортном вузе также занимают люди, поступившие по рекомендации того или иного железнодорожного предприятия: "И, так или иначе, именно эти отделения - будь то локомотивное депо или транспортный цех крупного завода, - ответственны за будущее наших выпускников. Большинство из них возвращаются именно туда, где им дали "путевку" на учебу. Другое дело, что нынче, в отличие от советских времен, мы подробно не отслеживаем, сколько месяцев или лет наши выпускники работают на железной дороге. Но связь нашего вуза с линейными предприятиями транспорта поддерживается постоянно".
А вот в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) с некоторым сомнением отнеслись к инициативе вице-премьера. "Я думаю, что когда речь заходит о сугубо государственных отраслях, такой подход может быть оправдан, - отметил в разговоре с обозревателем Страны.Ru один из руководителей вуза. - Однако, в сфере культуры госмонополия нарушена слишком давно, и как в этой ситуации мы сможем направлять своих бюджетников, я плохо себе представляю? Конечно, мы готовим, например, библиографов или работников клубной деятельности, и можно не сомневаться, что те из них, кто будут работать по специальности, в полной мере отдадут долг государству в какой-нибудь городской библиотеке или районном Доме культуры. Но у нас готовятся и режиссеры, и артисты, а с недавних пор - журналисты. Многие ли из государственных СМИ готовы принять к себе на работу молодых выпускников факультетов журналистики и масс-медиа?"
Собеседник Страны.Ru высказал также мнение, что если инициатива Сергея Иванова будет развита, то, скорее всего, на многих специальностях попросту не окажется бюджетных мест: "Могу предположить, что многие вузы и сами хотели бы, чтобы все студенты учились бы на коммерческой основе. Но параллельно встают несколько вопросов. Как, например, будет реализовываться конституционное право каждого гражданина на получение образования? Или взять талантливого ребенка из малообеспеченной семьи. Кто, в таком случае, заплатит за его учебу?"
Надо сказать, что система государственного распределения, за которую, кажется, ратует Сергей Иванов, и которая существовала в вузах Советского Союза, была отнюдь не единственной схемой трудоустройства выпускников, реализованной в рамках социалистического планового хозяйства. Так в начале 80-х годов прошлого века автору пришлось знакомиться с системой образования в федеративной Югославии. Та страна была и социалистической, и капиталистической одновременно. И выпускники Высшей транспортной школы, например, проходили обучение по специальной схеме. Поступив в вуз и завершив первые два общеобразовательных курса, они шли на предприятия транспорта, чтобы заработать деньги на продолжение обучения и банально понять, ту ли сферу деятельности они выбрали для себя. Кстати, для тех, кто понял, что ошибся с выбором профессии, не существовало проблем вовремя поменять специальность.
Через два-три года работы эти "студенты" вновь приходили в вуз на очное обучение и завершали образование на уровне бакалавриата. Но "на выходе" вуз получал не просто юнцов с дипломами в руках: это были уже специалисты с опытом производственной деятельности, и можно было не сомневаться, что их с радостью принимали на работу. Те из них, кто желал завершить полный курс высшего образования вновь работали и зарабатывали деньги на учебу, чтобы через два-три года вновь вернуться в стены вуза.
Можно также отметить, что в Югославии тех лет существовала и схема, при которой студенты ряда специальностей получали от государства кредит на учебу и выплачивали его в течение 5-10 лет по окончании вуза. Выплаты к тому же могли быть уменьшены, если выпускник получал высокие отметки в дипломе. Отличники учебы могли получить скидку по госкредиту до 90%! В России в конце прошлого века тоже пытались внедрить подобную схему обучения в вузах, но сама система высшего образования не приняла нововведений: в период безвременья 1990-х годов резко возросла коррумпированность в учебных заведениях, так что отличником легко мог стать не самый умный, а самый богатый студент.
Что же касается предложения Сергея Иванова, то, как согласились эксперты Страны.Ru, оно вполне может быть реализовано в системе образования, работающей на государственные структуры. Наверное это нововведение обрадует и самих студентов-бюджетников, если они опасаются после окончания вуза столкнуться с проблемой безработицы. А вот что касается тех выпускников, которые строят планы работы в коммерческих структурах, то для них перспектива пяти лет работы в госсекторе вряд ли покажется привлекательной. Но для таких, впрочем, в большинстве вузов уже имеются коммерческие отделения.
Виктор Хрущёв.