Образование требует модернизации
Опубликовано 25 декабря 2006Современное состояние системы образования, трудности и перспективы ее развития обсуждались на расширенном заседании Центрального совета Всероссийского педагогического собрания. Эта общественная организация, ориентированная на инновационный подход к образованию, стремится способствовать расширению участия общества в решении важных для образовательной сферы вопросов, повышению открытости и качества образования, совершенствованию механизмов взаимодействия с педагогами, представителями общественных организаций и родительских объединений.
В центре обсуждения собравшихся в Москве руководителей и специалистов Министерства образования и науки РФ, представителей региональных министерств и общественных организаций были вопросы "формирования общественно-государственной системы управления образованием и реализации приоритетного национального проекта". Как подчеркнул во вступительном слове заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Валерий Рязанский, "цель Всероссийского педагогического собрания - осуществлять обратную связь между обществом и государством и оперативно доводить сигналы с мест до законодательной власти, с тем, чтобы она могла услышать и профессора и простого сельского учителя".
Вряд ли кто будет спорить, что эффективно функционирующая система образования - это ключевой вопрос поступательного развития экономики страны. Практически в каждом выступлении представителей регионов звучала мысль, что "образование является тем фактором, который во многом определяет уровень жизни населения, социальную стабильность в государстве" и практически каждый отмечал, что "российская система образования в ее сегодняшнем состоянии все еще обладает недостатками и испытывает трудности развития, характерные в целом для страны". Возможно, это объясняется тем, что современное состояние системы образования, ее модернизация идет параллельно с перестройкой экономики, разграничением полномочий органов государственной и муниципальной власти, в том числе в сфере образования.
За прошедший год в сфере развития образования сделано очень много, но, несмотря на все победные реляции, остаются нерешенными такие задачи, как необходимость формирования прозрачной и эффективной системы контроля качества образования, введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании, создание системы государственного образовательного кредитования, переход на отраслевую тарифную систему оплаты труда работников образования, установление минимальной ставки оплаты педагогических работников на уровне не ниже прожиточного минимума.
Среди проблем отмечались и такие, как снижение качества образования, отсутствие эффективной государственно-общественной системы контроля качества образования, неэффективность системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности на всех уровнях образования, неадекватность существующих образовательных стандартов и программ всех уровней образования возрастающим современным требованиям, низкие темпы обновления технологий обучения.
Как подчеркнула сопредседатель координатор Всероссийского педагогического собрания и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова, "недостаточная результативность модернизации образования обусловлена не столько неверно выбранными приоритетами, сколько неэффективными методами ее осуществления". По ее словам, "серьезное влияние на ситуацию в образовании на всех его уровнях оказывают демографические процессы, характерные для современной России". Действительно, в настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу, и социологи всерьез опасаются, что контингент обучаемых к 2010 году, по сравнению с 1995 годом, сократится на 36,4%.
Анализируя итоги уходящего года, присутствовавшие на заседании руководители областных комитетов образования и директора школ в один голос говорили о том, что "определенные проблемы существуют как в сфере начального, так и высшего профессионального образования". В частности в системе начального профессионального образования сокращение числа учреждений за последние 5-6 лет составило 7,8% при том, что численность учащихся практически осталась неизменной. В то же время сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования в последние годы интенсивно росла. По сравнению с 1995 годом число государственных вузов выросло на 15%, негосударственных - почти в 2 раза. При этом, "указанный рост далеко не всегда обеспечивал предоставление образовательных услуг на уровне государственных образовательных стандартов. В определенной степени был снижен контроль качества образования, который должен обеспечиваться системой государственной аккредитации образовательных учреждений".
Одной из острейших проблем для системы образования остается кадровая. В настоящее время в ней занято около 5,9 млн человек, или 9% от общей численности занятых. Средний возраст работников системы образования всех уровней составляет 40 лет, при этом в высших учебных заведениях возрастная структура профессорско-преподавательского состава сдвинута в сторону старших возрастов: пятая часть профессорско-преподавательского состава имеют возраст больше 60 лет, каждый десятый - старше 65 лет. Причиной того, что молодежь не стремится в эту сферу, является низкий уровень заработной платы и социальной поддержки. Но, в первую очередь, представители регионов говорили об общественно-политическом статусе учителя и директора школы, которые, как подчеркнула директор Санкт-Петербургской гимназии N 56 народный учитель РФ Майя Пильдес "выполняют государственный заказ, но не являются государственными служащими и не обладают социальными гарантиями как у чиновников".
Важнейшим условием реализации большинства направлений модернизации образования, является их нормативное и, в первую очередь, законодательное обеспечение. За последние годы были подготовлены и внесены в Государственную Думу проекты законов, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Семейный и Гражданский кодексы Российской Федерации. Был принят закон "Об автономных учреждениях", обеспечивающий возможность получения гораздо большей самостоятельности государственным образовательным учреждениям. Эти и другие законы, по сути, законодательно закрепили механизм государственной ответственность за функционирование учреждений общего образования.
При этом все равно сохраняется "низкая осведомленность, как работников образования, так и родителей и самих учеников о целях и задачах модернизации образовательных процессов, а также отсутствие у многих мотивации к участию в преобразованиях". Как отметил председатель Комитета образования Новгородской области Владимир Аверкин, "каждый гражданин должен знать, что он может получить бесплатно от федеральной власти, что - от региональной, а за что должен заплатит сам". Он предложил также "сделать адресной социальную поддержку студентов и предоставлять ее не в виде льгот и процентных скидок, а в виде кредитов на образование, так как это не выработает привычки к иждивенчеству".
Нерешенных проблем много. Тем временем в обществе создан позитивный фактор ожидания, что же будет с образованием дальше, не заглохнет ли проект, не снизится ли внимание властей к проблеме образования. Есть реальная надежда, что этого не случится. В 2007 году на образование выделяется 278,5 млн рублей. Объем расходов на обеспечение продолжения приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году определен в размере 48 891,5 млн. рублей с ростом против 2006 года на 66,9%.
С 1 сентября 2007 года запланировано увеличение размера стипендий в 1,5 раза. Предлагается установить их в следующих размерах: учащимся и студентам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - 315 рублей; студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования - 900 рублей.
В 2007 году предполагается осуществить повышение (индексацию) заработной платы работников федеральных государственных учреждений с 1 сентября 2007 года на основе введенных с 1 мая 2006 года межразрядных коэффициентов ETC. Учитывая, что с 1 сентября 2007 года предполагается установить минимальный размер оплаты труда в сумме 1 400,0 рублей в месяц, тарифная ставка (оклад) первого разряда ETC будет увеличена до этого размера.
Несмотря на целый ряд ожидаемых позитивных сдвигов, нерешенные проблемы в сфере образования требуют новых и энергичных мер системного характера. По мнению участников заседания, на современном этапе для реализации приоритетных направлений развития образования в ближайшей перспективе необходимо разработать и принять принципиально новые подходы и решения по повышения общественного статуса педагогических работников, повышению уровня их заработной платы и социальной защиты. Обеспечить рациональное использования бюджетных средств, выделяемых на образование, путем сочетания базового и подушевого финансирования. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования в России.
Наталья Елисеева.