Российское образование: лицом к обществу
Опубликовано 16 января 2007Николай Булаев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке
Большую поддержку в российском обществе нашли предложения Президента Российской Федерации В. В. Путина, касающиеся национального проекта в области образования. В практический оборот они вошли под объединяющей семантической конструкцией "приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО).
Его базовыми составляющими являются:
1. Стимулирование образовательных учреждений - вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию инновационных программ в 2006 г. на конкурсной основе получили гранты в размере до 1 000 млн. руб. более 10 вузов и поощрения по 1 млн. руб. 3 тыс. школ.
2. Информатизация образования, включающая:
- конкурсную закупку на федеральном уровне современных информационных образовательных ресурсов и их размещение на существующих образовательных порталах;
- поддержку общеобразовательных учреждений - пользователей информационных технологий путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет. За два года дополнительно к имеющимся получат доступ к сети Интернет 20 тыс. школ. В рамках этого направления в региональные бюджеты поступят федеральные субсидии на закупку и установку компьютерного оборудования.
3. Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. победителей всероссийских олимпиад и конкурсов будут получать именные гранты по 60 тыс. руб.
4. Расширение возможностей получения начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В рамках этого направления под руководством Минобороны России в течение двух лет в армии будут открыты 100 современных учебных центров.
5. Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. В рамках этого направления при объединении действующих вузов и академических центров будут созданы новые университеты в Южном и Сибирском федеральных округах. Цель их создания - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития названных территорий. Также будут открыты две бизнес-школы мирового уровня в Московском регионе и городе Санкт-Петербурге.
6. Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации будут направляться ежеквартальные субсидии из расчета 1 тыс. руб. в месяц на полнокомплектные классы, дифференцированно для городской и сельской местности.
7. Поощрение лучших учителей. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в субъектах Российской Федерации будут выбираться по 10 тыс. лучших учителей. Победители региональных конкурсов получат премии Президента России в размере 100 тыс. руб.
Работа по обсуждению процедур реализации ПНПО велась максимально открыто, с привлечением профессионального сообщества и заинтересованных гражданских институтов. Предложения Минобрнауки России были опубликованы на сайте министерства и в СМИ.
Механизмы участия субъектов Российской Федерации в проекте "Образование" рассматривались на заседании полномочных представителей Президента Российской Федерации. Были организованы совещания с представителями органов образования в Центральном, Северо-Западном, Уральском федеральных округах. Запланированы совещания в других российских регионах. По итогам обсуждений было рассмотрено более 2000 разнообразных предложений. Существенная часть из них исходила непосредственно от профессионального сообщества и касалась поддержки классных руководителей.
По итогам общественного обсуждения была изменена логика доплат классным руководителям. Преференции появились у сельских образовательных учреждений, которые имеют меньшую наполняемость, чем городские школы. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 850 от 30.12.2005 доплата за выполнение функций классного руководителя осуществляется из расчета 1 000 руб. на полнокомплектный класс. Классные руководители классов наполняемостью 25 человек в городе и классов наполняемостью свыше 14 человек в сельской местности получат ежемесячно доплату в 1 000 руб., а классные руководители в классах с меньшей наполняемостью - в зависимости от числа учащихся в классе. Доплата за воспитательную работу классного руководителя из федерального бюджета в рамках национального проекта вводится дополнительно к действующим региональным и муниципальным надбавкам.
На примере живого и широкого обсуждения ПНПО можно было увидеть, насколько близки личным интересам граждан нашей страны государственные и профессиональные проблемы отечественной образовательной системы.
Большую роль в совершенствовании системы российского образования играет законотворческая деятельность органов государственной власти. Законодательство Российской Федерации в области образования основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование образовательных правоотношений.
Конституция Российской Федерации определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Этот тезис может рассматриваться как обязательство для муниципальных образований создавать и финансировать образовательные учреждения. Конституция Российской Федерации устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование. Органы местного самоуправления по поручению и при финансовой поддержке федеральных органов исполнительной власти или органов власти субъекта Российской Федерации могут взять на себя функции по обеспечению деятельности образовательных организаций на подведомственных территориях. Муниципальные образования могут своей волей инициировать создание и финансирование образовательных учреждений из своего бюджета.
Конституционные права граждан на получение образования не могут быть реализованы вне общественной поддержки. Учащиеся используют библиотеки, другие источники информации, посещают учебные занятия и иным образом вступают во взаимоотношения с общественными или государственными образовательными структурами. Бесплатное пользование информационными ресурсами (например, библиотеками) представляет собой форму скрытой выгоды и может быть отнесено к доходу согласно статье 41 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому налоговое законодательство должно учитывать подобные аспекты образовательной деятельности.
Необходимо обратить серьезное внимание на законодательную защиту авторских прав, которые напрямую связаны с наукой и образованием. Как известно произведением считается результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме. Например, выпускники вузов являются полноценными авторами своих дипломных работ, выполненных при содействии руководителя дипломной практики. Студенты, участвовавшие в научной работе и подготовке научных отчетов, также обладают авторскими правами в пределах, установленных законодательством. Авторам произведений принадлежат все личные неимущественные и имущественные субъективные права в полном объеме.
Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов регулирует Патентный закон Российской Федерации. Нормы патентного права в полной мере применимы к объектам интеллектуальной собственности, используемым при оказании образовательных услуг.
Реформирование системы российского образования предусматривает обеспечение гарантий прав граждан на доступность получения знаний. Право граждан на бесплатность всех видов образования и создание условий для самообразования было установлено еще в СССР. Принятый через 20 лет Закон Российской Федерации "Об образовании" гарантирует гражданам "на конкурсное основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает: "Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Особенностью конкурсов, проводимых при поступлении в вузы, является то, что они проводятся по вторичным признакам и свойствам. Принцип единства образовательного пространства обеспечивает право каждого выпускника школы стать студентом вуза. Согласно указанному принципу успешная сдача выпускных экзаменов в средней школе и подтверждающий этот факт школьный аттестат могут служить достаточным основанием для продолжения учебы в системе высшей школы.
Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право на образование в российских вузах для каждого человека, не выделяя гражданство России в качестве ограничивающего или приоритетного признака. На практике права иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования, как правило, уточняют международные договоры или иные нормативные документы.
Государственная политика в области образования направлена на развитие и поддержку единого образовательного пространства на территории России. Единство образовательного пространства находит свое выражение в том, что в образовательных учреждениях одинакового уровня используют единые образовательные программы и стандарты, а также предъявляют единые требования к учащимся.
Мировой и российский опыт свидетельствует, что высшее образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия между собой, а также с реальным сектором экономики теряют дееспособность. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда. С другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов, а результаты их деятельности почти не востребованы инновационной средой. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное пространство.
Правовое регулирование должно точно направлять необходимую государственную поддержку на общественные нужды, но учитывать при этом личные интересы граждан - субъектов образовательной и научной деятельности, а также присущие в целом образовательному сообществу принципы самоорганизации и самоуправления. Политика государства должна гарантировать соблюдение прав субъектов деятельности в области образования и науки, а также стимулировать и использовать их заинтересованность. Нельзя допускать диктата чиновника в этой сфере. Но нельзя мириться и с тем, что сотни тысяч обученных за государственный счет выпускников педагогических вузов не идут работать в школы, а тысячи молодых специалистов, подготовленных в российских научных учреждениях, уезжают на работу в другие страны. Опросы показывают, что более 50% студентов, которые готовятся стать педагогами, даже не собираются работать в школе. Не ищет работу в профессиональной области большая часть студентов инженерных и врачебных специальностей. Предоставляя гражданину возможность реализовать свои творческие возможности в области образования и науки, общество способствует созданию особого социального интеллектуального ресурса, который государство вправе использовать для общественных нужд.
Государственная поддержка и государственное регулирование должны направлять образовательную систему страны на постоянное увеличение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг. Государство должно поддерживать развитие образования и науки по важным для национальной экономики направлениям. Естественной представляется интеграция в области медицинской, юридической, педагогической науки и образования. Сегодня она там и происходит. Медицинские вузы тесно сотрудничают с клиниками, а доктора юридических наук чаще издают учебники, чем научные монографии. Кроме этого, интеграция крайне необходима в области послевузовского образования. Это выгодно и вузам, и академической науке.
Объем внебюджетных средств на рынке образовательных услуг, по расчетам некоторых экспертов, сопоставим с бюджетной поддержкой образования. Это мощный экономический фактор, который свидетельствует о заинтересованности граждан, необходимо учитывать и использовать.
В настоящее время поддержка государством деятельности негосударственных вузов весьма значительна. Это касается и кадрового обеспечения (большинство преподавателей в свое время получили образование на бесплатной основе), и материальной поддержки (большинство негосударственных вузов базируются на арендованном федеральном имуществе) деятельности негосударственных вузов. Без помощи государства большинство негосударственных вузов просто прекратит свое существование.
Государство обязано обеспечить обучение граждан специальностям, нужным стране и людям, но непривлекательным для инвестиций из негосударственного сектора. Необходимо обратить особое внимание на функциональное и структурное объединение вузов с крупными научными организациями. При этом важно не допустить, чтобы в процессе организационного реформирования имущество, особенно земля и недвижимость, закрепленные за образовательными учреждениями, "ушли" из системы образования.
По материалам журнала «Экономика России: ХХI век» № 21.