Основы развития инновационной экономики закладываются на уровне обучения
Опубликовано 02 февраля 2007Новая общественная организация - Всероссийское педагогическое собрание, - учредительный съезд которой прошел в ноябре 2006 года, заявляет о себе все активнее, принимая участие в решении многих проблем в области образования. В среду предметом обсуждения на совещании региональных руководителей ВПС стали вопросы о необходимости модернизации начального и среднего профессионального образования во всех субъектах РФ и совершенствования государственного законодательства в этой области.
Одной из целей новой общественной организации сформулирована следующая: "интеграция государства с бизнесом и образовательным сообществом". Воплощая поставленную цель в жизнь, руководство ВПС привлекло к участию в совещании представителей администрации президента РФ, правительства РФ, руководителей министерства образования и науки РФ, депутатов и членов Совета Федерации, руководителей Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), ректоров вузов, руководителей и преподавателей образовательных учреждений, а также представителей родительской общественности.
Не секрет, что система среднего профессионального образования, не получая долгое время достойного финансирования, в концу 1990-х годов просто пришла в упадок. Сегодня, как отметила заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова, по сравнению с 1990 годами, положение в сфере российского образования стабилизировалось: "В прошлое ушли отключения школ от электроэнергии и тепла, началось финансирование ремонта, строительство общежитий, комплектование библиотек". Однако, как отметила г-жа Иванова, существует "неадекватность профильной подготовки российских учебных заведений" и необходимость того, чтобы "наши специалисты были востребованы и получали занятость".
Следует отметить, что буквально накануне председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что в бюджете на 2008-2011 годах необходимо рассмотреть вопрос о дополнении национального проекта "Образование" конкретными мерами по поддержке начального и среднего профессионального образования. "Современной России, как никогда, нужны квалифицированные рабочие. Страна нуждается в них не меньше, чем в инженерах, врачах, ученых. Во всех развитых странах такие кадры - основа экономики. Если в США квалифицированные рабочие составляют примерно 50% работающего населения, в Германии - 45%, то у нас, по некоторым оценкам, - всего 5%", - подчеркнул спикер.
"Стране нужны рабочие руки", - такой лозунг украшал улицы многих городов наших страны периода развитого социализма. Можно сказать, что и сегодня он не утратил своей актуальности, но должен звучать несколько в иной тональности. Стране нужны не просто рабочие руки, а руки профессионалов, специалистов высокой квалификации. Как образно сказал заместитель руководителя Федерального агентства по образования РФ Евгений Будко, "костлявая рука голода на квалифицированных рабочих охватила шеи всех работодателей".
Но, как подчеркивалось практически во всех выступлениях руководителей региональных советов Всероссийского педагогического собрания, между выпускниками ПТУ, колледжей и лицеев, с одной стороны, и работодателями, с другой, лежит пропасть. И в Москве, и в Воронеже, и в Туле проблемы одни и те же: отсутствует перспектива распределения, так как рынок рабочих специальностей практически не исследован, не изучены потребности спроса и предложения, а у работодателей нет стимулов брать на работу свежеиспеченных молодых специалистов.
Свои слова и свою боль члены ВПС подкрепляли цифрами и фактами. Например, столица, по словам председателя совета директоров колледжей Москвы Натальи Снопко, "в 2007 году способна удовлетворить потребности работодателей всего на 25%: московские учреждения начального и среднего профобразования планируют подготовить 33 тыс. специалистов, в то время как реальный спрос со стороны предприятий составит 132 тыс. рабочих по 158 профессиям и специальностям". В Санкт-Петербурге ситуация еще более сложная - предприятия испытывают потребность в 58 тыс. специалистах, тогда как городские колледжи и лицеи ежегодно готовят около 17 тыс. специалистов.
Представители регионов говорили и о том, что более 30% зданий ПТУ и техникумов требуют капитального ремонта. Современного рабочего невозможно подготовить на устаревшем оборудовании и по устаревшим учебникам, это совершенно очевидно. Между тем, последний раз материальная база большинства учебных заведений обновлялась еще в советское время. Не подготовлена и смена преподавателям, мастерам производственного обучения. Сама система профобразования также нуждается в модернизации, по-прежнему страдает от недостаточного финансирования. Как подчеркивалось на совещании, "затраты на подготовку квалифицированного рабочего не соизмеримы с затратами на подготовку ученика средней школы или воспитанника детского сада".
Выход из этой ситуации руководители ВПС видят в "развитии системы непрерывного профобразования и постоянного пополнения инженерно-педагогических кадров, которые также нуждаются в повышении квалификации". Кроме того, звучали предложения о "введении в колледжах ступени бакалавриата, как начальной ступени высшего образования", о введении единой программы модернизации профобразования и преемственности образовательных программ в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, о переходе на альтернативную "подушевую" систему финансирования по примеру московских школ, о совершенствовании материальной базы и ресурсной оснащенности.
В неожиданном ключе на совещании прозвучали вопросы дошкольного профессионального образования. Как рассказал ректор Уральского горного университета Николай Косырев, "свердловское региональное отделение ВПС встало на путь непрерывного профобразования и готовить кадры начинает уже в детском саду, образуя образовательную вертикаль: детский сад - школа - колледж - Уральский горный университет". "Фундамент должен закладываться в детском саду. Все хотят в университет, а кто пойдет в ПТУ?", - сурово спросил ректор, по словам которого "ролевые игры, конкурсы и даже новогодние елки подчинены одной цели - привить ребенку начальные профессиональные навыки. Школьников ждут мастер-классы, которые постепенно адаптируют их к профессии. Мы формирует планы кадрового роста вместе с работодателями, которые и оплачивают последующее заочное обучение, таким образом, налаживается отраслевая подготовка с нуля". Но у такого решительного подхода к подготовке профессиональных кадров нашлись и противники. "Как быть ребенку, если он не хочет становиться горняком, а мечтает стать врачом, юристом и так далее - недоумевали они, - не загоняются ли дошкольники, да и школьники в своеобразное прокрустово ложе?"
Особое внимание было уделено законодательству в области профессионального обучения. Были высказаны предложения, что "несбалансированность рынка может погасить закон о городском или региональном заказе на выпускников, получивших самые востребованные профессии". Предлагалось также законодательно "ввести налог на квалификацию", что, по мнению педагогов, "простимулирует предприятия обучать свои кадры", а также "предоставит работодателям определенные льготы и тем самым поддержит их, освободив, в частности, от налогов средства, направляемые на образование, а также от платы за землю, на которой стоят здания колледжей".
Как рассказала корреспонденту Страны.Ru заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова, определенные законотворческие шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, "в комитете был разработан законопроект, согласно которому расходы на подготовку квалифицированных рабочих не включались бы в налогооблагаемую базу". Крупные работодатели, такие, как ЛУКОЙЛ, ОАО "Российские железные дороги", а также Российский союз промышленников и предпринимателей поддержали его, но правительство направило депутатам отрицательный отзыв, по сути, заблокировав возможность его одобрения в нижней палате. "Мы сейчас снова будем пытаться", - заверила г-жа Иванова.
По материалам сайта Страна.ru