Коллегия Минобрнауки одобрила проект нового государственного образовательного стандарта высшего образования
Опубликовано 05 февраля 2007В четверг коллегия Минобрнауки одобрила проект нового государственного образовательного стандарта высшего образования. Он вступит в силу уже в 2010 году -одновременно с полномасштабным вхождением России в Болонский процесс.
Новый стандарт высшего образования радикально отличается от нынешнего.
Система подготовки кадров будет двухуровневой, количество специальностей резко сократится, а вузы получат право самостоятельно определять образовательные программы.
Главный упор в подготовке специалистов перенесется с академической составляющей (знаний) на формирование компетенций и подготовку личных качеств, необходимых выпускникам на производстве (ответственность, умение принимать решения, коммуникативность). При этом учебная нагрузка студентов уменьшится с нынешних 54 часов в неделю до 45 часов, а сэкономленное время пойдет на практические занятия. Таким образом, новый госстандарт ознаменует переворот в отечественном образовании.
С целевой установки на штучное взращивание "невтонов" оно переориентируется на штамповку технократов-исполнителей, доводящих до массового производства идеи гениев. Именно в них сегодня нуждается российская экономика, уверены в министерстве.
С этой целью в России вводится принципиально новая - двухступенчатая - система подготовки кадров по схеме 4 года бакалавриат плюс 2 года магистратура. Она становится основной, а лежащее в основе нынешней системы пятилетнее обучение специалистов сохраняется только в малочисленных отраслях, требующих непрерывного образования. Их число сократится с нынешних 300 специальностей до 116-130. (Сегодня, по данным Минобрнауки, ситуация прямо противоположная: с квалификацией "специалист" вузы заканчивают 84% выпускников, со степенью "магистр" - 4% и "бакалавр" - 12%).
Степень бакалавра будет соответствовать первому уровню образования, а специалиста и магистра - второму. Готовить бакалавров будут к работе на производстве - нынешние представляются Минобрнауки перегруженными академизмом. Для сохранения же интеллектуального потенциала нации, на принадлежность к которому, по оценке Андрея Фурсенко, могут претендовать "с запасом не более 10-15% из 7-миллионного российского студенчества", будут готовить только магистров.
Какой процент бакалавров сможет поступить в магистратуру и сколько из них - на бюджетные места, уточнять "Газете.Ru" министр не стал, отметив лишь, что, по его мнению, "количество магистров должно на 20-25% превышать потребности рынка труда". Количество "бесплатных" мест в магистратуре, отметил он, будет увязано с закрепленным в законе положением: 170 бюджетных мест на 10 тыс. населения. "Для более точного определения надо сначала принять закон", - отметил он, добавив, что значительная часть мест бюджетной магистратуры должна достаться специалистам "государственных" сфер - социальной, обороны и безопасности.
Значительно изменится содержание госстандарта образования - из него исчезают региональные и вузовские компоненты, а вместе с ними - детализация содержания образования.
За собой государство оставляет только требования к компетенциям выпускника: в госстандарте расписывается не что студент должен изучать, а что он должен знать на выходе. Таким образом, вузам перестают предписывать сверху, чему, как и в каких объемах учить студентов, и они получат право самостоятельно составлять образовательные программы (модульные циклы). (В СССР вузы имели право определять не более 10% образовательной программы, сейчас - 20-40%, а с переходом на новый стандарт образования - до 70% и более, обещают в Минобрнауки.)
Единственное, что предписывается вузам, - сделать подготовку специалистов более универсальной. Сегодня общее количество направлений специализации достигает 650-530 специальностей непрерывного пятилетнего обучения и еще 120 направлений подготовки бакалавров и магистров. Новый госстандарт предполагает их сокращение до 145, и в частности - за счет бакалавров. С их специализацией фактически будет покончено - она останется разве что на уровне "бакалавр-гуманитарий" или "бакалавр-технарь".
Предложенные новшества, утверждают в Минобрнауки, позволят решить хотя бы самые неотложные проблемы отечественного образования - сейчас, по словам Андрея Фурсенко, его качество не устраивает ни работодателей, ни образовательное сообщество. Так что "ни у кого не возникает возражений, что система образования должна меняться, и достаточно существенно", подчеркнул он.
Тем не менее, с точки зрения главы Российского союза ректоров, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, проблема изменения госстандарта носит стратегический характер, а потому должна быть рассмотрена президентским Советом по науке и технике.
Не отрицая необходимости перемен, образовательное сообщество сохраняет многие опасения.
Кое-кто считает, что бакалавриату с магистратурой можно отдать не более двух третей студенческих мест - гораздо меньше, чем предполагают в министерстве. Другие обижаются, что усеченный перечень направлений подготовки специалистов готовился без участия образовательного сообщества. Как рассказал "Газете.Ru" директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубярьян, за 15 лет эксперимента с подготовкой бакалавров и магистров в нем приняли участие лишь 30 российских вузов (из 3 тыс. вузов с филиалами). Тем не менее за два с небольшим года, оставшиеся до присоединения России к Болонскому процессу, именно это направление собираются сделать основным. "А ведь переход - это не только изменение названия. Прежде всего это - новые программы, учебные планы, перечни специальностей, на создание которых нужно время, отметил он. Поэтому переход обязательно должен быть плавным", - убежден он.
Работодатели же, ради которых, в частности, государство затевало создание нового стандарта профобразования, признают, что не готовы к его обсуждению. "Значительная часть работодателей не готова обсуждать госстандарт и перечень специальностей. Работа бизнеса по подготовке профессиональных стандартов тоже отстает", - констатировал директор департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП Федор Прокопов. Да и вообще, "работодателя детали процесса обучения не интересуют. Его интересует только результат", - заявил он.
По материалам сайта Газета.ru