Поволжский Образовательный Портал

Одна из основных проблем российской системы высшего образования - неадекватность требованиям экономики

Опубликовано 06 марта 2007

Одна из основных проблем российской системы высшего образования - неадекватность требованиям экономики. Жалобы работодателей на то, что выпускников с дипломами в стране много, а хорошо подготовленных специалистов не хватает, уже стали традицией. По данным "Левада-Центра", 38 процентов бывших студентов при поступлении на работу нуждаются в переобучении, и 55 процентов работодателей готовы взять это переобучение на себя.


"Сегодня очень много красивых названий вузов, но порой уже через три года после окончания института лишь 20 процентов его выпускников работают по специальности", - говорит глава объединения предпринимателей "Деловая Россия" ("ДР") Борис Титов.

Идея "разворота" вузов в сторону современной экономики обсуждается в нашей стране давно. Еще в 2004 году министерство образования и науки начало консультации с работодателями. В марте прошлого года Владимир Путин предложил создать независимые рейтинговые агентства, чтобы "вуз считался великим не просто по факту происхождения, а отвечал требованиям времени". В апреле 2006 года эта проблема была упомянута в Послании президента Федеральному Собранию.

Строго говоря, рейтингов, оценивающих высшие учебные заведения, в стране много. Достаточно заглянуть в Интернет. Вопрос - в их качестве и объективности. Есть свои приоритеты и у крупных компаний, однако будущие работодатели ориентируются, скорее, на сложившиеся в фирме традиции, чем на реальный уровень подготовки студентов. Ведомственный рейтинг минобразования учитывает такие показатели, как квалификация преподавателей или материально-техническое обеспечение вуза, однако, никоим образом не отражает востребованности выпускников на рынке труда.

Исправить это положение попыталась "Деловая Россия", на днях представившая общественности проект "Деловой рейтинг высшего образования" (ДРеВО). Оценивать качество вузовской подготовки предлагается с помощью таких бизнес-индикаторов, как уровень зарплаты выпускников, их востребованность в крупных компаниях, доля выпускников, работающих по специальности, число бизнес-классов в вузе. Иными словами, акцент делается на "развитие образовательных программ, ориентированных на рынок".

Главным инструментом оценки станут социологические опросы. Реализация проекта началась с объявленного в феврале конкурса по выбору компании-оператора. Его победителем стал ВЦИОМ, обошедший таких серьезных конкурентов, как"РОМИР Мониторинг", "Левада-Центр" и др. На первом этапе исследование охватит 46 российских регионов. В нем примут участие почти 4 тысячи бывших студентов (не менее пяти от каждого задействованного учебного заведения), 230 ведущих вузов и почти две сотни кадровых агентств. Социологи опросят выпускников 2000-2003 годов. Такая выборка обусловлена необходимостью проследить, как складывалась их трудовая биография после окончания вуза. Кстати, обойдется исследование "Деловой России" в 2 миллиона 800 тысяч рублей. Планируется, что закончено оно будет до начала вступительных экзаменов - в конце весны.

- Скоро образовательные стандарты будут "затачиваться" под практику вузов-победителей, - обещает замглавы департамента минобразования Игорь Реморенко. - Однако деловой рейтинг - лишь один из инструментов оценки вуза, распределять бюджеты на этом основании пока рано.

Весьма осторожные оценки дают инициативе "ДР" и представители вузовского сообщества. "Надо понимать границы применимости такого исследования, - отмечает ректор Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) Александр Сигов. - Нельзя рассматривать вузы просто как предприятия. Это учреждения, формирующие культурный потенциал страны". Сигов приводит в пример ведущие педагогические вузы: "В бизнес-сообществе их выпускников не найти".

Эксперты отмечают также, что бизнес-оценка может оказаться слишком утилитарной, фундаментальное институтское образование ни в коем случае нельзя делать лишь прикладным ресурсом для экономики.

Как бы там ни было, ДРеВО - серьезный шаг к укреплению связки "образование - рынок труда". Возможно, именно этот проект поможет отыскать способ ее регулирования по принципу "обратной связи".

Жанна Трофимова.

Другие матералы рубрики: