Российский "Болонский процесс": шанс или гильотина?
Опубликовано 16 марта 2007С 1 сентября 2007 года жизнь российских студентов изменится раз и навсегда. Формулировка "неоконченное высшее" уйдет в прошлое, вместо этого появятся заветные корочки с записью "бакалавр". Человек с таким дипломом станет обладателем высшего образования. И, если тяга к знаниям сильна, желающим можно будет поступить в магистратуру и за два года свое высшее образование превратить в "очень высшее". Таковы задумки правительства РФ, да не просто задумки, а прямое руководство к действию для российских ВУЗов. Конечно, данному законопроекту предстоит еще пройти три чтения в Госдуме, получить одобрение Совета Федерации и Президента, но чиновники всем своим видом и действиями показывают, что вопрос о двухуровневой системе образования уже решен. Ректоров и научных деятелей, как всегда, никто не спросил, но, далеко не все они являются противниками новой системы. Более того, некоторые ВУЗы, не дожидаясь распоряжения правительства, сами перешли на принцип обучения "бакалавриат-магистратура".
Болонское течение
Одним из самых железобетонных аргументов за деление системы российского образования является подписание Россией в 2003 году "Болонского процесса". Раз уж подпись поставлена, то обязательства нужно выполнять, только выполнить их можно по-разному, либо продуманно, максимально сохраняя существующую систему, либо слепо копируя Европу. Судя по некоторому недоумению ряда руководителей высших учебных заведений, выбран второй вариант. В частности, в ходе заседания правительства, на котором и было объявлено о переходе на иную систему образования, ректор МГУ Виктор Садовничий высказал опасение, что срок обучения по программам бакалавриата от трех до четырех лет, приведет к тому, что "университеты рванут выпускать трехлетних бакалавров". Тогда в чем же будет разница между выпускником ВУЗов и техникумов? Конечно, в России не хватает узких технических специалистов, но это же не повод таким образом решать проблему.
Впрочем, ректора попытались заверить, что бакалавр – это человек с самым настоящим высшим образованием, может работать фактически кем угодно, хоть министром, а три года на бакалавра смогут учиться лишь выпускники техникумов, а обычным абитуриентам, поступившим в ВУЗ после окончания 11-и классов, предстоит грызть гранит науки четыре года.
Согласно сообщению Правительства РФ, для бакалавров, магистров и специалистов (ныне существующую систему образования разрешено ряду профильных ВУЗов, например медицинским) будут разрабатываться отдельные государственные стандарты. Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно. То есть может получиться, что высшее учебное заведение имеет право выпускать бакалавров с дипломом государственного образца, а до уровня магистратуры уже не дотягивает. Таким образом, студенты таких ВУЗов фактически будут лишены возможности продолжить образование. Конечно, они могут попытаться поступить в магистратуру другого высшего учебного заведения, однако можно предположить, что шансы будут минимальны, ведь и там найдутся свои желающие.
Таковы планы. Хотя, стоит отметить, что Болонская конвенция не принуждает переходить на двухуровневую систему, и уж точно не указывает, как это делать. То есть теоретически можно было бы сохранить то, что существует сейчас, при этом никак не противореча конвенции.
Ступени для избранных
Благо это или зло, переход на двухуровневую систему, однозначно никто ответить не может. Без сомнения, в ступенчатом принципе обучения есть свои плюсы. Так, по мнению ректора УГТУ-УПИ Станислава Набойченко, дополнительный контроль, то есть конкурс, который предстоит пройти студенту, чтобы получить право учиться на бакалавра, отнюдь не лишний. "Сегодня многих ребят мы, грубо говоря, тянем, чтобы доучился. А, может, им лучше было бы закончить получение образования", - отметил ректор.
А проректор по учебной работе Тюменского государственного университета Людмила Волосникова утверждает, что "Болонский процесс" дает академическую мобильность, то есть возможность поучиться в другом ВУЗе. "Многоуровневая подготовка создает более благоприятные условия для обучения в течение всей жизни. Смысл в том, чтобы дать знания, а потом человек может глубоко специализироваться в различных отраслях", - считает Людмила Волосникова.
В частности, ТюмГУ уже перешел на принцип обучения "бакалавриат-магистратура" и не видит здесь никаких проблем, более того, внедрение европейского стандарта приносит учебному заведению вполне ощутимые "дивиденды". "ТюмГУ попал в число 40 инновационный ВУЗов России, которым выделены средства в рамках нацпроекта образование. Важнейшим критерием результативности проекта является участие ВУЗа в многоуровневой подготовке", - отмечает проректор.
На такую же систему перешла и Уральская Государственная архитектурная академия. Около 45% ее выпускников являются бакалаврами, 6% -магистрами и 49% -специалистами. То есть студент после того, как становится бакалавром, может выбирать, либо стать магистром, либо специалистом, либо идти работать. "Уровень подготовки бакалавров фактически связан с продолжением обучения студентов либо на специальности, либо в магистратуре", - заявил Накануне.RU проректор по учебной работе УрГАХА Виктор Колясников. Правда оговорился, чтобы попасть на вторую ступень обучения, необходимо пройти конкурс, который составляет два человека на место. И у тех, кто не попал, возможностей меньше. Так, частные проектные бюро предпочитают брать на работу магистров и специалистов.
Кроме того, стоит отметить, что и в Уральской архитектурной академии на ряде специальностей сохранилась классическая система образования. Проректор по учебной работе считает, что здесь двухуровневая система будет малоэффективна. К примеру, сложно представить художника-бакалавра или художника-магистра. Однако не исключено, что такое станет возможным. "Судя по той информации, которая декларируется министрами, не исключен тотальный переход на уровневую подготовку", - подчеркнул Виктор Колясников.
Кстати говоря, многие руководители высших учебных заведений соглашаются, что для ряда специальностей деление на бакалавров и магистров вполне оправданно. Только почему-то это не относится к тем специальностям, которым обучают в их ВУЗах.
"В настоящее время судебные, прокурорские органы бакалавров просто не принимают на работу"
Очевидно одно: если станет меньше учащихся, то автоматически сократятся ставки преподавателей, то есть многие могут просто окажутся на улице. Также лежит на поверхности то, что общий уровень образования в стране непременно снизится, ведь в магистратуру пойдет лишь часть студентов, большинство же получит урезанную "вышку".
"Я считаю, что старая система образования была достаточно надежна, а если у государства нет денег – печально, ибо оно не имеет право выпускать из своих рук вопросы обороны, здравоохранения и образования", - резюмирует Станислав Набойченко.
В итоге получается, ровно наоборот. Государство решило сэкономить не с помощью планомерного сокращения бюджетных мест в ВУЗах (хотя оно и так идет), а с помощью сокращения студентов.
"Кстати, ведущие европейские страны-участницы "Болонского процесса" почему-то не торопятся реформировать свои системы образования, стремясь максимально сохранить то, что есть. Россия же, напротив, впереди Европы всей", - сообщил Накануне.RU ректор Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов.
"Есть ряд сложных, очень важных специальностей, для которых даже пяти-шести лет обучения не достаточно, то есть специальности космического, радиотехнического, атомного профилей, конструирование специальной техники. Мы, ректоры технических ВУЗов, считаем, что специалист должен сохраниться", - отметил ректор УГТУ-УПИ Станислав Набойченко.
Спасти или утопить?
Несмотря на то, что правительство уже вроде бы все решило, остается масса вопросов. Даже если предположить, что двухуровневая система является благом для образования, вся реформа может забуксовать из-за элементарной непродуманности. Пока совершенно не ясно, кем могут работать бакалавры, хотя официальные органы власти заявляют, что "принятие предлагаемого законопроекта создаст предпосылки для устранения остро проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональном образованием". Однако где гарантии, что работодатели не станут их считать специалистами "второго сорта"? "Ничего не предпринято, чтобы составить номенклатуру должностей, которые могут занимать бакалавры и магистры. Это самый главный момент, который надо решать, прежде чем вводить эту систему!", - считает Виктор Перевалов.
Того же мнения придерживается проректор по учебной работе ТюмГУ Людмила Волосникова: "Рынок труда и работодатели пока еще негативно настроены по отношению к бакалавром". Правда проректор подчеркивает, что через три-четыре года, когда ВУЗы начнут выпускать бакалавров, отношение к ним измениться. В основном из-за того, что выбирать станет особо не из кого.
А президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков имеет на этот счет иное мнение: "Не пройдет и десяти лет, как Россия в очередной раз окажется у разбитого корыта. Огромная масса никем невостребованных "бакалавров" будет с утра до ночи отирать пороги биржи труда в поисках хотя бы какой-то работы. А предприятия и учреждения науки будут тихо, но планомерно умирать, потому что работать в них будет некому. Ибо, ни один новоявленный "бакалавр" не в состоянии будет решить ни одной инженерной или научной задачи".
Так все произойдет или иначе, неизвестно.
Александра Качалова.