Поволжский Образовательный Портал

Лояльность к работодателю начинает уходить в прошлое

Опубликовано 20 марта 2007

Лояльность — это склонность долго работать в одной компании. Лояльность не тождественна слову преданность. Понятно, что все относительно, но все равно, «долго» означает некую временную протяженность, годы. В мире сложились две противоположных традиции. Так, и в Европе, и в Японии всегда было принято работать в одной компании в течение длительного периода. Американцы же ценят себя, а не себя плюс компанию, воспринимая свою личность как отдельную рыночную ценность, которая хорошо продается. В отличие от жителей США немец, например, мыслит так: я плюс «Фольксваген» — вот это настоящая боевая единица. Россия пока выбирает свой путь. Почему тема лояльности становится все более насущной для российских компаний? Это объясняется просто: векторы экономической и демографической тенденций расходятся все сильнее. При растущей востребованности труда предложение со стороны профессионалов сокращается.

Рынок высококвалифицированной рабочей силы — часть общего рынка труда. У ученых никогда не было больше детей, чем у рабочих. Несмотря на повальное увлечение высшим образованием, в абсолютных числах мы везде наблюдаем сокращение профессиональных кадров. Последний всплеск массовой рождаемости в СССР пришелся на начало 80-х, и это поколение, появившееся тогда на свет, вышло на рынок труда несколько лет назад. Больше таких «приливов» специалистов не предвидится.

В Москве последствия демографического кризиса меньше чувствуются, потому что она является точкой приложения талантов, обладатели которых — это люди со всей России. На нехватку сотрудников жалуются многие работодатели, как государственные, так и коммерческие. Есть такое заблуждение, что в Москве не хватает высококвалифицированных кадров, а в Иркутске их полно. На самом деле колоссальный дефицит везде. К тому же людей, готовых легко переезжать из региона в регион, сейчас стало гораздо больше, чем десять лет назад. «Мой дом там, где моя работа» — популярный девиз сегодняшнего профессионала.

Соискатели чувствуют, что конкурентов стало меньше, а рабочих мест — больше. У людей чаще возникает вопрос: где, как и за что работать? В свою очередь работодатели озадачены тем, каким образом мотивировать людей. Как сделать так, чтобы сотрудники были лояльны? Ведь безальтернативная лояльность начинает уходить в прошлое. Отсюда возникают различные заблуждения, согласно которым лояльность — это некая добродетель, и ей по умолчанию должен обладать настоящий профессионал. Некоторые, к примеру, отождествляют ее с честностью. Но честность не есть лояльность. Лояльность, — это склонность долго оставаться с одним работодателем в силу разных причин. Потому, что ты боишься поменять чего-либо, или потому, что тебя все устраивает. Подавляющее число сотрудников остается в компании, прежде всего из-за тех или иных материальных побуждений. Они работают добросовестно и долго, а значит, лояльны к фирме. Пока соблюдаются финансовые договоренности между работодателем и работником, — человек остается в компании. Когда в финансовых взаимоотношениях возникает сбой и сотрудник уходит, он тем самым не совершает нелояльного действия. Он совершает рыночное действие, а лояльность просто заканчивается, когда гласный или негласный договор между сторонами фактически нарушился. Лояльность сродни правилу хорошего тона в деловом общении: это ответный шаг сотрудника на выполнение его материальных требований.

Но если компания делает все для роста и развития работника, например, оплачивает ему профессиональную учёбу, проводит тренинги, повышает его в должности, при этом человек не сидит на работе сутками, но все равно покидает компанию — это проблема сотрудника. Такое отношение можно назвать нелояльностью.

Бывает и так: с материальной точки зрения все ненормально, а сотрудник по-прежнему работает. Это тоже проявление лояльности, но суть явления все так же рациональна. Возможно, человек не осознает до конца своей ценности. Может быть, он не уверен, что продаст свои силы в другом месте. Или надеется на карьерный взлет после преодоления кризиса.

На чистую преданность рассчитывать не приходится. Везде есть расчет. Но многие соискатели сегодня уже понимают свою значимость, не боятся выходить на рынок труда и искать новую работу. Если работодатель не находит возможность увеличить зарплату, ему надо быть готовым к тому, что сотрудники уйдут, и это будет нормальная рыночная ситуация.

.

Всем работникам я рекомендую переосмыслить свое отношение к рынку рабочей силы и начать понимать свою собственную ценность, огромную и возрастающую. А потом откинуть психологический барьер и спросить себя: «А лоялен ли я к организации, в которой сейчас работаю? Почему?» Тщательно проанализируйте ваши взаимоотношения с работодателями, оцените свои возможности развития как внутри компании, так и вне нее.

Мои пожелания тем из наших читателей, кто занимает руководящие позиции: обращайте больше внимания на то, доволен ли ваш сотрудник своей работой, помогает ли она ему в достижении значимых для него жизненных целей — материального успеха, стабильности, развития или чего-нибудь еще. Обо всех этих факторах, обусловливающих лояльность сотрудника, вы должны знать, наблюдать за их динамикой и, как говорят маркетологи, отслеживать удовлетворенность сотрудников вашим ценностным предложением.

Константин Борисов, Директор ANCOR Energy Services

Другие матералы рубрики: