Поволжский Образовательный Портал

Популярные специальности

Опубликовано 21 марта 2007

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) насчитывает более 600 наименований. Специалисты агентства «РейтОР» решили определить, какие же специальности (направления подготовки) сейчас наиболее популярны среди абитуриентов и их родителей. С этой целью проведен опрос посетителей 24-й Международной Московской выставки «Образование и карьера – XXI век» и изучены перечни образовательных программ, предлагаемых в российских вузах.

Абитуриенты: хотим быть менеджерами и экономистами!

Как показали опросы абитуриентов, выпускники школ практически 10-лет не меняют свои пристрастия при выборе будущей специальности (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. Популярные специальности (по мнению абитуриентов)

Обозначения: 1 – Экономика, 2 – Менеджмент, 3 – Иностранные языки, 4 – Юриспруденция, 5 – Информационные технологии, 6 – Медицина, 7 – Техничесие специальности, 8 – Педагогика.

Примечание: Респонденты могли назвать одно направление подготовки для обучения в первую очередь и одно – во вторую. За каждый ответ «в первую очередь» присваивалось 2 балла, за каждый ответ «во вторую очередь» – 1 балл. После этого были получены суммы баллов по каждому направлению.

Опрос московских абитуриентов показал, что наибольший интерес вызывают пять направлений подготовки: экономика, менеджмент, иностранные языки, информационные технологии и юриспруденция.

Самыми популярными направлениями подготовки среди будущих абитуриентов остаются экономика и менеджмент. Их выбрали около 85% респондентов. Основополагающим для обучения по этим направлениям является мнение о высокой востребованности экономистов и менеджеров на рынке труда. Судя по характеру ответов респондентов, они не сомневаются, что смогут найти хорошую работу после того, как поступят в вуз и получат диплом по экономическим или управленческим специальностям.

Другими популярными направлениями подготовки в среде абитуриентов являются иностранные языки и информационные технологии (см. рис. 1) – в совокупности это около 20 % респондентов. Основной мотив изучения в вузе иностранных языков и специальностей, связанных с информационными технологиями – интерес молодежи. Четвертое место по популярности у будущих абитуриентов занимает юриспруденция.

Среди других направлений подготовки, которые популярны у будущих абитуриентов были названы: медицина, педагогика и технические специальности. Но интерес к ним в целом существенно уступает перечисленным выше. Кроме того, респонденты назвали актерское искусство, дизайн, журналистику, психологию, рекламу. В данном случае абитуриенты ориентируются не на моду, а на собственные пристрастия и способности.

В целом результаты опроса будущих студентов свидетельствуют о том, что при выборе специальности главенствуют стереотипы: «модные специальности» по-прежнему привлекают основное внимание абитуриентов.

Вузы: готовим тех, кто популярен!

В ответ на запрос абитуриентов формируется перечень образовательных программ, которые предлагают вузы. Сегодня можно выделить три направления, которые представлены в вузах России в большей степени:

  • экономика и менеджмент;
  • юриспруденция;
  • информационные технологии.

Направление подготовки «экономика и менеджмент» кроме непосредственно специальностей по экономике и управлению, включает также и междисциплинарные специальности (например, коммерция), а также соответствующие направления подготовки бакалавров и магистров.

Юридическое направление состоит из одной специальности и соответствующего направления подготовки бакалавров и магистров.

Что касается информационных технологий, то к этому направлению относится большой перечень специальностей и направлений подготовки бакалавров и магистров.

Почему же все-таки так популярны эти специальности?

Во-первых, они являются межотраслевыми. Экономисты, юристы и «айтишники» работают во всех отраслях экономики, в бизнесе, на производстве, в государственных структурах. Потребность в них действительно высока.

Во-вторых, подобные образовательные программы не требуют значительной материальной базы и организованы во многих вузах, как государственных, так и негосударственных, как профильных, так и непрофильных. В частности, технические вузы предлагают образовательные программы по таким специальностям, как «финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «юриспруденция» и т.п. В свою очередь, вузы, готовящие экономистов, обучают по прикладной информатике, по специальностям в области информационной безопасности и т.п.

В-третьих, почти 60 процентов студентов учатся в настоящее время на платной основе, а вузам необходимо зарабатывать, разумеется, что создаваться будут самые модные и популярные у потребителей образовательных услуг специальности.

Замкнутый круг

Итак, можно с уверенностью сказать, что вузы стремятся готовить по тем направлениям, которые наиболее популярны в среде абитуриентов. Причем популярность отдельных направлений среди абитуриентов устанавливается скорее на уровне стереотипов, а не исходит от призвания или знания потребностей рынка труда.

Ситуация вроде бы устраивает обе стороны: абитуриенты легко могут найти себе вуз, в котором есть популярные специальности, по приемлемой цене. Ведь стоимость обучения по модным направлениям различается порой в десять раз! Вузы достаточно легко могут организовать обучение по тем образовательным программам, которые популярны среди абитуриентов. Получается своеобразный замкнутый круг, в котором все довольны происходящим.

Однако замкнутый круг нарушается, если принять во внимание интересы общества и, в особенности, работодателей. Общественная значимость специальностей и интересы абитуриентов значительно расходятся. Поэтому ориентация вузов на потребности абитуриентов и моду на специальности, которые существуют в их среде, достаточно опасна как для абитуриентов, так и для страны в целом. Государством предпринимаются некоторые меры по привлечению абитуриентов, это, например, финансирование определенного числа бюджетных мест по всем направлениям, но этого не достаточно.

Что делать?

Во-первых, необходимо информировать абитуриентов о существующих специальностях и направлениях подготовки. Перед поступлением очень важно знать, какие специальности есть, как соотносятся понятия «специальность» и «направление подготовки бакалавров и магистров», какие специальности относятся к экономическим, а какие – к техническим и т.д.

Во-вторых, нужен мониторинг рынка труда. Эта информация также необходима и доступна абитуриентам, чтобы они понимали: какие специальности наиболее перспективны, и то, что, получив модную экономическую или юридическую специальность, не всегда можно заработать баснословные деньги.

В-третьих, важно наладить систему консультирования абитуриентов по вопросам выбора специальности и вуза.

«РейтОР» уже начал проводить консультации по этим вопросам, однако они пока являются единичными. Подобная помощь будет организована на систематической основе.

По материалам Независимого рейтингового агентства «РейтОР»

Другие матералы рубрики: