Популярные специальности
Опубликовано 21 марта 2007Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) насчитывает более 600 наименований. Специалисты агентства «РейтОР» решили определить, какие же специальности (направления подготовки) сейчас наиболее популярны среди абитуриентов и их родителей. С этой целью проведен опрос посетителей 24-й Международной Московской выставки «Образование и карьера – XXI век» и изучены перечни образовательных программ, предлагаемых в российских вузах.
Абитуриенты: хотим быть менеджерами и экономистами!
Как показали опросы абитуриентов, выпускники школ практически 10-лет не меняют свои пристрастия при выборе будущей специальности (см. рис. 1).
Рис. 1. Популярные специальности (по мнению абитуриентов)
Обозначения: 1 – Экономика, 2 – Менеджмент, 3 – Иностранные языки, 4 – Юриспруденция, 5 – Информационные технологии, 6 – Медицина, 7 – Техничесие специальности, 8 – Педагогика.
Примечание: Респонденты могли назвать одно направление подготовки для обучения в первую очередь и одно – во вторую. За каждый ответ «в первую очередь» присваивалось 2 балла, за каждый ответ «во вторую очередь» – 1 балл. После этого были получены суммы баллов по каждому направлению.
Опрос московских абитуриентов показал, что наибольший интерес вызывают пять направлений подготовки: экономика, менеджмент, иностранные языки, информационные технологии и юриспруденция.
Самыми популярными направлениями подготовки среди будущих абитуриентов остаются экономика и менеджмент. Их выбрали около 85% респондентов. Основополагающим для обучения по этим направлениям является мнение о высокой востребованности экономистов и менеджеров на рынке труда. Судя по характеру ответов респондентов, они не сомневаются, что смогут найти хорошую работу после того, как поступят в вуз и получат диплом по экономическим или управленческим специальностям.
Другими популярными направлениями подготовки в среде абитуриентов являются иностранные языки и информационные технологии (см. рис. 1) – в совокупности это около 20 % респондентов. Основной мотив изучения в вузе иностранных языков и специальностей, связанных с информационными технологиями – интерес молодежи. Четвертое место по популярности у будущих абитуриентов занимает юриспруденция.
Среди других направлений подготовки, которые популярны у будущих абитуриентов были названы: медицина, педагогика и технические специальности. Но интерес к ним в целом существенно уступает перечисленным выше. Кроме того, респонденты назвали актерское искусство, дизайн, журналистику, психологию, рекламу. В данном случае абитуриенты ориентируются не на моду, а на собственные пристрастия и способности.
В целом результаты опроса будущих студентов свидетельствуют о том, что при выборе специальности главенствуют стереотипы: «модные специальности» по-прежнему привлекают основное внимание абитуриентов.
Вузы: готовим тех, кто популярен!
В ответ на запрос абитуриентов формируется перечень образовательных программ, которые предлагают вузы. Сегодня можно выделить три направления, которые представлены в вузах России в большей степени:
-
экономика и менеджмент;
-
юриспруденция;
-
информационные технологии.
Направление подготовки «экономика и менеджмент» кроме непосредственно специальностей по экономике и управлению, включает также и междисциплинарные специальности (например, коммерция), а также соответствующие направления подготовки бакалавров и магистров.
Юридическое направление состоит из одной специальности и соответствующего направления подготовки бакалавров и магистров.
Что касается информационных технологий, то к этому направлению относится большой перечень специальностей и направлений подготовки бакалавров и магистров.
Почему же все-таки так популярны эти специальности?
Во-первых, они являются межотраслевыми. Экономисты, юристы и «айтишники» работают во всех отраслях экономики, в бизнесе, на производстве, в государственных структурах. Потребность в них действительно высока.
Во-вторых, подобные образовательные программы не требуют значительной материальной базы и организованы во многих вузах, как государственных, так и негосударственных, как профильных, так и непрофильных. В частности, технические вузы предлагают образовательные программы по таким специальностям, как «финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «юриспруденция» и т.п. В свою очередь, вузы, готовящие экономистов, обучают по прикладной информатике, по специальностям в области информационной безопасности и т.п.
В-третьих, почти 60 процентов студентов учатся в настоящее время на платной основе, а вузам необходимо зарабатывать, разумеется, что создаваться будут самые модные и популярные у потребителей образовательных услуг специальности.
Замкнутый круг
Итак, можно с уверенностью сказать, что вузы стремятся готовить по тем направлениям, которые наиболее популярны в среде абитуриентов. Причем популярность отдельных направлений среди абитуриентов устанавливается скорее на уровне стереотипов, а не исходит от призвания или знания потребностей рынка труда.
Ситуация вроде бы устраивает обе стороны: абитуриенты легко могут найти себе вуз, в котором есть популярные специальности, по приемлемой цене. Ведь стоимость обучения по модным направлениям различается порой в десять раз! Вузы достаточно легко могут организовать обучение по тем образовательным программам, которые популярны среди абитуриентов. Получается своеобразный замкнутый круг, в котором все довольны происходящим.
Однако замкнутый круг нарушается, если принять во внимание интересы общества и, в особенности, работодателей. Общественная значимость специальностей и интересы абитуриентов значительно расходятся. Поэтому ориентация вузов на потребности абитуриентов и моду на специальности, которые существуют в их среде, достаточно опасна как для абитуриентов, так и для страны в целом. Государством предпринимаются некоторые меры по привлечению абитуриентов, это, например, финансирование определенного числа бюджетных мест по всем направлениям, но этого не достаточно.
Что делать?
Во-первых, необходимо информировать абитуриентов о существующих специальностях и направлениях подготовки. Перед поступлением очень важно знать, какие специальности есть, как соотносятся понятия «специальность» и «направление подготовки бакалавров и магистров», какие специальности относятся к экономическим, а какие – к техническим и т.д.
Во-вторых, нужен мониторинг рынка труда. Эта информация также необходима и доступна абитуриентам, чтобы они понимали: какие специальности наиболее перспективны, и то, что, получив модную экономическую или юридическую специальность, не всегда можно заработать баснословные деньги.
В-третьих, важно наладить систему консультирования абитуриентов по вопросам выбора специальности и вуза.
«РейтОР» уже начал проводить консультации по этим вопросам, однако они пока являются единичными. Подобная помощь будет организована на систематической основе.
По материалам Независимого рейтингового агентства «РейтОР»