Неэлитарное образование
Опубликовано 28 марта 2007В современном обществе главным культурообразующим фактором становится производство, обработка и трансляция информации. На первый план выходит интеллектуальная элита – люди, владеющие этими навыками и способные их развивать и передавать. Огромное значение приобретают инновационные способности элиты, умение нестандартно мыслить, способности к оригинальному решению проблем, многие из которых принципиально новы для человечества. Поэтому основополагающую роль в таком обществе играют образование и наука, прежде всего элитное образование. Оно подразумевает подготовку высококвалифицированных кадров, которые владеют высокими технологиями, методологией анализа информации и способны производить новую.
Принцип открытости
Порой под термином «элитное образование» подразумевается образование для выходцев из высших привилегированных классов и страт общества. Чтобы избежать путаницы, мы вводим термин «элитарное образование», под которым понимается образование для узкого круга, для выходцев из знатных и наиболее состоятельных семей. Это закрытая система. А элитное образование – высококачественное образование, которое носит открытый характер. Критерием отбора здесь являются не знатность, богатство или связи, но интеллектуальные и душевные качества личности, ее таланты.
На сегодняшний день общемировая тенденция заключается в движении к демократизации образования, то есть от элитарного образования к элитному.
Выгодное поощрение
Какова должна быть государственная политика России в области элитного образования? Прежде всего необходим курс на постоянное увеличение инвестиций в область народного образования в целом. У нас уровень государственной поддержки образования пока низок. Сейчас расходы на одного студента составляют в России около 1,5 тыс. долларов, в США и Канаде – 23–24 тыс., в Великобритании и Франции – 11–12 тыс. долларов.
В области поддержки учебных заведений должна проводиться гибкая система управления (часто не прямая, а косвенная – в виде влияния), где отсутствует жесткая централизация, где необходим баланс правительственных, региональных и местных программ образования. В развитых странах Запада национальные программы включают контроль за академическим уровнем образования, за уровнем менеджмента в образовании, педагогический контроль (искусство обучения), профессиональный контроль (учет требований «потребителей» к выпускникам вузов), поощрение разнообразия форм и методов обучения, увеличение поддержки одаренных учащихся и студентов. Особенно же деликатным должно быть отношение государства к элитным учебным заведениям: необходимо учитывать их специфику, помогать им, особенно финансами, сохраняя их максимальную автономию.
Независимая от государственной система образования, в том числе альтернативного, – важная характеристика демократического общества. Родители и дети должны иметь возможность выбирать ту систему, которая им больше подходит, в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося. Элитные школы – поле для экспериментов, и в идеале они не замыкаются в себе, но выступают моделью, к которой следует приближаться системе образования в целом. Здесь также необходимо проводить принцип открытости: одаренные дети из малообеспеченных семей, которые не могут оплачивать частные школы, должны иметь право на дотацию со стороны государства, благотворительных фондов, стипендии – они имеются во многих элитных школах на Западе, но, увы, пока не в России. Воспитание ярких талантов выгодно для всего общества, прежде всего и непосредственно – для спонсоров этих школ, особенно если это крупные корпорации или государство: выпускники этих учебных заведений – резерв для пополнения штата сотрудников корпораций, научных и просветительных учреждений.
Если хорошее образование носит открытый характер, оно становится важнейшим каналом усиления социальной мобильности. В частности, важную роль играет межпоколенческая мобильность – изменение класса и статуса от родителей к детям.
При этом, чтобы привлечь наиболее квалифицированных людей на элитные позиции, они должны подкрепляться социальными и экономическими стимулами. К сожалению, сегодняшнему молодому поколению в России не хватает экономической заинтересованности инвестировать средства в человеческий капитал. Эту заинтересованность необходимо создать.
По материалам сайта ng.ru.