Раиль АСАДУЛЛИН: «нужно дать возможность вузам адаптироваться к требованиям государства»
Опубликовано 30 марта 2007Справка: Асадуллин Раиль Мирваевич, ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, д. п. н., проф., член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
Раиль Мирваевич, Государственная Дума РФ рассматривает во втором чтении поправки в закон об образовании, предполагающие усиление контроля над учебными заведениями. Согласно новой редакции закона, за некачественную работу теперь любое образовательное учреждение может получить предупреждение, и, если вовремя не исправит ошибку, рискует лишиться лицензии или свидетельства об аккредитации. На Ваш взгляд, насколько своевременны и необходимы эти поправки? Помогут ли они российской высшей школе решить проблемы качества образования?
Качество образования таким путем не повысить. Вузы - это не бессовестные структуры, которые только и думают, как обмануть государство. Вузы, особенно педагогические, работают в очень напряженном ритме, и поэтому вместо карательных мер лучше бы государство создавало нам условия для того, чтобы мы свой потенциал могли развернуть. Конечно же, за качеством нужно следить, конечно же, вузы, которые плохо работают, могут быть лишены лицензии и аккредитации. Но при этом не надо такое решение принимать всуе, нужно дать возможность вузам адаптироваться к требованиям, которые спускают Федеральное агентство по образованию, Министерство образования и науки и правительство. Очень часто мы просто не успеваем перестраиваться, ведь по сути дела, мы являемся инертной системой, а уже приходят новые механизмы, и разрушают заложенный в нас потенциал, который еще не успел как следует раскрутиться. Он вот-вот должен начать приносить плоды, но вместо того, чтобы дождаться этого момента, хотят убить курицу, несущую золотые яйца. Сейчас говорят, что будут лишать лицензии,
если не обеспечивается качество, а между тем, по каким критериям мы будем оценивать качество, и как нужно перестроиться, чтобы перейти на новый качественный уровень, – этих вопросов никто пока не ставит. Но уже говорят – лишим лицензии. А за что, почему, за какую работу, какое время нам дадут на подготовку?...
А каким образом, по Вашему мнению, может отслеживаться качество образования в конкретном учебном заведении?
В новом положении об аккредитации и лицензировании заложены хорошие критерии - критерии процентного подхода. Не те, по которым мы, преподаватели, сами себе ставим пятерки и говорим, что хорошо работаем, а вполне объективные критерии. Но вообще, на мой взгляд, должен существовать институт государственной внешней экспертизы, который бы объективно сравнивал показатели разных вузов, и на основании этих сравнений делал бы выводы. Одним из безусловных критериев оценки деятельности вуза должно быть количество успешно трудоустроенных выпускников. Конечно, сегодня существует немало структур, которые занимаются рейтингованием вузов, в том числе и Министерство образования и науки, и я прислушиваюсь к рейтингам министерства, и считаю их наиболее объективными из всех известных нам на сегодняшний день, но они не дифференцируют вуз. К примеру, в них показатели по науке одинаково рассматриваются и для МГУ, и для Тмутараканьского педагогического университета. Я считаю, что так быть не должно. Наверное, в части науки для профильных педагогических вузов критерии должны быть занижены, а в другой части, наоборот, завышены. Здесь нужен более тонкий, дифференцированный подход, и более тщательная работа.
Наталья Быкова. Национальный информационный центр по науке и инновациям.