Коммерческие вузы по популярности догоняют и перегоняют государственные
Опубликовано 30 марта 2007Выпускники российских школ считают последние беззаботные денечки. Через два месяца начнется горячая пора – поступление в вузы. Огромное число абитуриентов в этом году будут штурмовать не только государственные, но и коммерческие высшие учебные заведения. Специалисты утверждают, что именно последние сегодня стремительно отвоевывают себе место на рынке образовательных услуг.
В последние годы в нашей стране появилось множество высших учебных заведений, именуемых коммерческими, а если точнее – негосударственными. Поначалу отношение к ним, как и ко всему новому, было настороженное. Считалось, что туда от безысходности поступают лишь те, кто провалил вступительные экзамены в государственные институты и университеты. Отсюда и пренебрежительное отношение со стороны работодателей к выпускникам коммерческих учебных заведений, которым после получение диплома устроиться на хорошую работу было не так-то просто. Однако теперь ситуация изменилась: многие негосударственные вузы уже успели хорошо зарекомендовать себя на рынке образовательных услуг и теперь составляют достойную конкуренцию своим государственным аналогам.
Свобода для маневра
Впрочем, по словам специалистов, по целому ряду технических специальностей коммерческие вузы существенно проигрывают. «А все потому, – объясняет президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, – что негосударственные учебные заведения не имеют собственной материально-технической базы, которой располагают государственные университеты. Причем многим обзаводиться ею даже невыгодно: арендная плата за помещения постоянно растет, к тому же для сбора материалов требуются огромные ресурсы, так что в этой области государственные институты еще долго будут сохранять лидирующие позиции».
Видимо, предвидя такое положение вещей, коммерческие вузы не спешат обзаводиться техническими факультетами, предпочитая фокусировать свою деятельность на гуманитарных направлениях. И в этом, по мнению ряда специалистов, многим из них поистине нет равных. «Дело в том, – продолжает г-н Комков, – что негосударственные университеты, работая в рамках принятых образовательных стандартов, не так зациклены на регламенте, поэтому имеют возможность приглашать специалистов, разрабатывающих специально для них уникальные учебные программы, которые дают студентам не только теоретические знания, но и практические навыки».
Индивидуальный подход
А это как раз и ценится среди потенциальных работодателей. По словам директора по развитию кадрового центра «Юнити» Людмилы Козловой, существенным преимуществом коммерческих вузов является то, что они более мобильно реагируют на изменения рынка труда. «Именно негосударственные университеты, – уверяет специалист, – первыми вводят у себя новые специальности, востребованные на рынке. Они также охотнее вовлекают в учебный процесс экспертов со стороны, что повышает качество обучения. Все эти процессы тщательно отслеживаются в компаниях, которые обращаются в наш центр за новыми сотрудниками. Так что можно с уверенностью говорить о том, что сейчас отношения к выпускникам коммерческих институтов в целом вполне благожелательное».
Эксперты утверждают, что делить высшие учебные заведения по принципу государственный – негосударственный не всегда уместно. По словам председателя комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, в связи с тотальной коммерциализацией высшего образования границы между этими двумя видами вузов в значительной степени стерты. «Большинство государственных университетов работают в том числе и на коммерческой основе, более того, открывают филиалы, уровень преподавания в которых нередко оставляет желать лучшего. Так что халтура есть и там, и там, а для того, чтобы определить уровень того или иного учебного заведения, необходимо всерьез заняться составлением соответствующего рейтинга. Или рейтингов, конкурирующих между собой для большей объективности».
Впрочем, работа в этом направлении уже ведется, а пока работодателям при рассмотрении кандидатуры очередного соискателя приходится проверять качество полученного им образования, что называется, опытным путем. «Солидные компании, – рассказывает председатель комиссии ОПОРА России по кадрам для малого и среднего предпринимательства и образованию Юрий Песоцкий, – зачастую проводят индивидуальные собеседования с элементами тестирования для каждого соискателя, поэтому диплом не всегда играет ключевую роль при приеме на работу. К тому же практика показывает, что качество образования в коммерческих вузах заметно растет». И это притом что значительная часть негосударственных университетов даже не проводит вступительных экзаменов, зато после первого же семестра без сожаления отсеивает неуспевающих студентов. По этому же принципу работает большая часть западных колледжей. И опыт показывает, что подобный метод весьма эффективен.
Еще одним плюсом негосударственного образования можно назвать сравнительно небольшую плату за обучение. Не секрет, что в коммерческих институтах расценки несколько ниже, чем на платных отделениях в государственных. К примеру, в МГУ стоимость обучения в зависимости от факультета составляет в среднем 3 тыс. долларов за семестр, в то время как в негосударственных вузах – 2 тыс. долларов. Главное, как отмечают специалисты, вовремя убедиться, что коммерческий вуз имеет лицензию на преподавательскую деятельность и аккредитацию.
Екатерина Надрова. Новые известия.