В поисках Бога
Опубликовано 02 апреля 2007Дмитрий Медведев обсудил со студентами - будущими педагогами роль учителя
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев в пятницу посетил Московский педагогический государственный университет. У куратора нацпроектов состоялся долгий разговор со студентами, которым он рассказал о реформах в сфере образования и попытался уговорить не бросать профессию учителя после окончания вуза.
В этом году Московский педагогический университет отмечает 135-летие с момента основания. А в прошлом году МПГУ стал одним из победителей проводящегося в рамках нацпроекта "Образование" конкурса среди вузов, внедряющих наиболее передовые инновационные образовательные программы. И теперь МПГУ получит из федерального бюджета дополнительно примерно 400 млн. рублей на закупку оборудования, ремонт и совершенствование образовательного процесса. Дмитрий Медведев решил лично приехать в институт, чтобы поздравить его руководителей и студентов с юбилеем и победой в конкурсе. Общение куратора нацпроектов со студентами и преподавателями МПГУ проходило в большой аудитории, где обычно проходят заседания ученого совета вуза. Одного взгляда на группу собравшихся в аудитории студентов было достаточно, чтобы понять, какие трудности испытывает вся отечественная педагогика - в зале сидели в основном девушки. 80 процентов обучающихся в МПГУ студентов - представительницы прекрасного пола. Юноши в эту профессию идут, мягко говоря, не слишком охотно. Медведев начал разговор с ребятами как раз с того, что эти гендерные диспропорции надо устранять.
"Следует признать, что мужчин в школах всегда было мало. А это плохо. Я по собственному опыту помню, что когда у нас в школе появлялся среди педагогов мужчина, то это мобилизовало учеников. Поэтому одна из задач нацпроекта "Образование" заключается в том, чтобы привлечь мужчин на работу в школах. Об этом надо думать и создавать соответствующие программы", - рассуждал Медведев. Он попросил самих студентов рассказать ему о том, что на их взгляд необходимо сделать для привлечения молодежи в педагогику. "Набор действий вроде бы на первый взгляд понятен: надо увеличивать финансирование отрасли, зарплаты, выдавать жилье, приводить сами школы в порядок. Но ведь этого, наверное, недостаточно. Что еще нужно, чтобы вы не уходили в другие профессии?" - спросил первый вице-премьер студентов. Студентка пятого курса Елена Лаврова раскритиковала СМИ за "отсутствие пропаганды профессии учителя, которого раньше ученики считали богом". По ее словам, в работе учителя есть "колоссальное количество плюсов", о которых не принято писать в газетах: это "радость общения с учениками, концерты, походы на природу". "А вы бы хотели, чтобы вас дети считали богом?" - поинтересовался у девушки Медведев. "Учитель не должен ставить себя выше учеников, но и опускаться до их уровня ему тоже ни в коем случае нельзя", - туманно ответила студентка. Эта беседа заставила первого вице-премьера вспомнить о собственных школьных годах. "Да, авторитет учителя был исключительно высок. Я помню, что будучи школьником я старался во всем копировать свою учительницу. Я даже старался копировать ее каллиграфический почерк и извел не один десяток листов, чтобы научиться писать так же, как и она. Кое-чего я в этом добился. Писал ее почерком", - рассказал Медведев. "А подпись ее умели копировать?" - спросил кто-то из студентов. "Да, конечно", - ответил Медведев. Первый вице-премьер также поведал студентам, что уже во втором классе ему доверяли проверять тетрадки одноклассников, в которых он всегда "находил немало ошибок". "Почерк у меня и правда был каллиграфический, но сейчас испортился", - признался он студентам МПГУ.
Однако после воспоминаний Медведев снова перевел разговор к теме повышения зарплат. "Во всех странах мира учитель - это не самая высокооплачиваемая профессия. Да, конечно, радость от того, что твой ученик делает успехи, - это ни с чем не сравнимая радость. Но популяризировать профессию педагога нужно не только при помощи пропаганды в СМИ, но и при помощи конкретных дел. Как ни крути, а нацпроект "Образование" - это сигнал обществу и самим педагогам, что государство собирается этой отраслью заниматься и вкладывать туда деньги", - рассказал Медведев.
Первый вице-премьер целиком поддержал высказанную одним студентом идею о том, что вузы и государство должны выработать программы по конкретной поддержке хотя бы в течение двух-трех лет после окончания вузов тех выпускников, которые все же решились поработать учителями. "Выработка таких программ поддержки выпускников, работающих по профессии, - это задача не только вузов, но и региональных властей. Такие программы должны разрабатываться с учетом местных особенностей: где-то нужно помогать в первую очередь жильем, где-то трудоустройством", - считает Медведев.
Первый вице-премьер высказался за то, чтобы все вузы, а в особенности педагогические, начали практиковать "договоры с работодателями". "Распределение после обучения в институте в его старом советском виде не следует восстанавливать, однако определенный заказ на те или иные профессии у государства и частного бизнеса может быть. И вузы должны научиться этот заказ учитывать и подстраивать под него образовательные программы", - сообщил Медведев.
Первый вице-премьер также рассказал, что правительство намерено повсеместно внедрять нормативно-подушевую оплату работы учителей и вообще вплотную заняться "совершенствованием системы финансирования отрасли и исключить перекрестное субсидирование". В этом году новая система финансирования образовательной отрасли будет введена в 21 регионе нашей страны. Кроме того, в течение полутора ближайших лет во все российские школы будет проведен широкополосный Интернет. "Когда я рассказал Биллу Гейтсу, что за полтора года мы подключим к Всемирной сети более 50 тысяч школ, он присвистнул. Даже для такой высокотехнологичной страны как США - это высокие темпы", - рассказал Медведев.
Дмитрий Владимиров. Российская газета.