Интеллект на вырост
Опубликовано 05 апреля 2007Вернуть молодежь в науку можно всего за пять лет
По поручению президента России минобрнауки разработало Федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", рассчитанную на 2008-2012 годы. Она уже в ближайшие пять лет должна в корне изменить ситуацию с молодежью в науке. О сути программы корреспондент "РГ" беседует с директором департамента научно-технической и инновационной политики минобрнауки Александром Хлуновым.
Российская газета Как же предполагается завлекать в науку молодежь, которая сразу же после окончания вузов стремится попасть на денежные места в различных фирмах и банках?
Александр Хлунов Уверяю вас, далеко не всем такая перспектива по нутру. Многие идут на подобный шаг не от хорошей жизни. Опросы показывают: если бы в институтах были приемлемые условия, то многие молодые люди посвятили бы себя науке. Так вот создать их и есть цель программы. Ее ядро - научно-образовательные и научно-производственные центры, которые будут сформированы в вузах и академических институтах.
Принципиальное требование: в такой группе должны быть два профессора или доктора наук, по три молодых кандидата наук и аспиранта и по четыре студента. Здесь есть такой нюанс: этот временный научный коллектив создается на базе вуза или института и не имеет своего юридического лица. Поэтому должен представить на конкурс свой проект от имени именно этой организации. Всего планируется отобрать около тысячи наиболее интересных проектов, победители получат по 5 миллионов рублей в год при условии, что проект рассчитан на 2 или 3 года.
Важно, что данная программа мотивирует преподавателей вести научные исследования. Ведь сегодня многие из них в этом совершенно не заинтересованы, так как им платят только за лекции и семинары. Научная работа никак не стимулируется. Но преподавание без науки - это нонсенс. Можно смело утверждать, что выпускник, не занимавшийся в вузе исследованиями, зря тратил время. Он не будет хорошим специалистом
РГ А зачем все так усложнять, создавать виртуальные центры? Ведь и в вузах, и в институтах есть давно сложившиеся лаборатории. Пусть они и соревнуются в таких конкурсах..
Хлунов Сомневаюсь, что сегодня найдется много лабораторий, где на двух профессоров найдется столько студентов и аспирантов. Поэтому если действовать по традиционной схеме и финансировать уже сложившиеся коллективы, победившие в конкурсах, то мы не решим главную задачу программы - не привлечем молодых в науку. А программа как раз и должна мотивировать профессора искать молодых, талантливых людей, собирать их в свою группу Кстати, профессору, который войдет в такой временный коллектив, вовсе не обязательно уходить из своей лаборатории. Он может участвовать в проекте, работая сверхурочно. Программа рассчитана примерно на 4-5 лет, пока будут идти преобразования в образовании и науке Программа обеспечит точечную поддержку по сути всего спектра ученых: и профессоров, и доцентов, и молодых кандидатов наук, и магистров, а также инновационных проектов молодых ученых. Каждый из них может найти в программе свое место, каждый может участвовать со своим проектом в конкурсе среди таких же, как он, ученых. Скажем, есть конкурс "ведущий профессор", где будут отобраны 1000 проектов. Стоимость гранта 2 миллиона рублей в год, из них на зарплату расходуется не более 40 процентов. На 900 проектов по миллиону каждый могут претендовать кандидаты наук. Магистрам предоставлено право посоревноваться за 1050 грантов, каждый по 400 тысяч рублей в первый год и по 600 тысяч во второй и третий. Доля зарплаты и командировочных достигает 70 процентов.
Серьезную поддержку в программе получат и талантливые школьники. Они смогут участвовать не только в олимпиадах, включая международные, но и попробовать свои силы в разработке собственных научных проектов. Не менее 100 грантов в год отведено для различных образовательных интернет-проектов учителей-предметников. Обязательное условие - участие в разработке не менее 10 школьников.
И еще один важный момент, на который хочу обратить внимание. Впервые за долгое время мы начнем приглашать на конкурсной основе для преподавания в вузах зарубежных профессоров-исследователей. Чтобы "командировочных" разместить вместе с семьей, будут построены научные городки. На решение всех этих задач минобрнауки запрашивает из госбюджета 52 миллиарда рублей, а еще шесть миллиардов должны поступить из внебюджетных источников. Таким образом, общая стоимость "переходной" программы составит около 60 миллиардов рублей
РГ Словом, вы всерьез рассчитываете остановить "утечку мозгов"?
Хлунов Более того, мы впервые говорим, что "ворота" России открыты не только туда, но и обратно. Сейчас в стране появляются достойные возможности заниматься наукой. Конечно, мы не ставим задачи превзойти зарплаты, скажем, Массачусетского университета, они в принципе недостижимы. Но достичь сравнимых научных результатов при гораздо меньших затратах нам вполне по силам. Думаю, мы сможем обеспечить молодым специалистам доход в 2 тысячи долларов.
мнения
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова: - Мы потеряли нашу уникальную научную среду. А ведь в 60-х годах весь мир недоумевал, как это на мехмате Московского университета за год охватывают практически весь спектр мировой математической науки. Зарубежные исследователи пишут об этом периоде как о чуде. За каждой лекцией стояли великие ученые: Колмогоров, Келдыш, Петровский, и у каждого из них были ученики, даже свои школы Сейчас среднее поколение уехало за рубеж, а младшее не идет в науку. Нужно воссоздавать научную среду, и предлагаемая программа - важный шаг в этом направлении Для современной мировой науки характерна жесткая конкуренция. Поэтому российских ученых практически не цитируют на западе. Наши учебники перестали переводить на иностранные языки. Сейчас их не знает никто, хотя в тех же 60-х труды наших ученых гремели на весь мир. Возможно, стоит создать подпрограмму по переводу наших лучших учебников на иностранные языки.
Ярослав Кузьминов, ректор ГУ-ВШЭ, глава комиссии общественной Палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации: - Нет более болезненного вопроса для науки и высшего образования, чем проблема подготовки кадров. И государство впервые за последние 15-20 лет предлагает реальные меры по поддержке тех молодых коллег, кто хочет заниматься наукой. Эта программа, пожалуй, первая, где есть набор абсолютно конкретных мероприятий, апробированных в ведущих научных центрах и университетах страны. Это как раз тот случай, когда исполнительная власть не придумывает что-то, не копирует опыт других стран, пытаясь пересадить его на российскую почву, а систематизирует опыт соотечественников.
Российская газета. Мария Агранович.