Химия – это страшно
Опубликовано 13 апреля 2007Первое высшее образование в России получают ради него самого – без привязки к будущей карьере. Причем предпочитают россияне дипломы экономистов и менеджеров. К реальной работе они привязывают лишь второе и последующие образования. За знаниями в дополнительное образование идут, в основном, домохозяйки.
К началу вступительных экзаменов компания Begin Group провела сразу два исследования: по первому высшему и по дополнительному образованию. Данные исследования «Подготовка абитуриентов к вступительным экзаменам» свидетельствуют: подавляющее большинство поступающих выбирают специальность осмысленно – 89% опрошенных уже в марте точно знали, в какой вуз будут поступать. Впрочем, большинство из них – 59% – решили попробовать свои силы, поступая не в один, а в несколько вузов того же направления. В единственное учебное заведение в 2007 году подаст документы лишь треть абитуриентов. Не определились с вариантами для поступления около 11% респондентов.
Наибольшим спросом по-прежнему пользуется гособразование. Большинство поступающих – 85% – стремятся поступить на бесплатное отделение государственного вуза.
Еще 8%, очевидно, не надеясь на полученные в школе знания, также держат курс на госвуз, но на платное отделение. Сдать документы в коммерческий вуз собираются лишь 3% абитуриентов-2007. Большинство из них готовы заплатить за обучение $2--4 тыс. в год. 4% решения пока не приняли.
Судя по всему, образование, полученное в государственных вузах, по-прежнему считается более качественным. Результаты опросов свидетельствуют, что именно качество образования играет определяющую роль при выборе вуза. Наличие в вузе нужной специальности и перспективы будущего трудоустройства в мотивации абитуриентов уходят на второе и третье места. Таким образом принцип самоценности высшего образования без привязки его к будущей карьере доминирует в России и в этом году.
Самой популярной специальностью 2007 года, согласно опросу, является мировая экономика – она интересует 22% респондентов.
На втором месте менеджмент (13%), на третьем – информатика (11%). Бум на юристов заканчивается: ими хотят стать 9% опрошенных – столько же, сколько пойдут учиться в технические вузы, и почти столько же, сколько в медицинские (8%).
Главная мотивация выбора специальности – интерес (55%). О перспективах трудоустройства при выборе специальности думают лишь 43% респондентов.
Самым популярным способом подготовки в вуз являются, как оказалось, не занятия с репетиторами (47%), а подготовительные курсы при выбранном вузе (64%). Самостоятельно готовятся 35% абитуриентов, а 21% учатся в специализированном классе (61% опрошенных заявили, что в их школах есть налаженные связи с вузами). Чаще всего абитуриенты тратят на подготовку к поступлению 7--10 часов в неделю (33%). Чуть меньше – 30% – обходятся 3--6 часами в неделю. Остальные вкалывают по 11--15 часов (22%) и по 16--20 часов в неделю (10%).
Больше всего, как оказалось, боятся сдавать химию (83%). Вторым по сложности экзаменом у абитуриентов считается физика (55%), третьим – история (43%), а четвертое и пятое места делят литература и биология (по 36%). Математика в пятерку лидеров не вошла.
Ставка на теоретический, а не практический интерес при выборе вуза и специальности является одной из мощных подпиток системы дополнительного образования – количество занятых в нем увеличивается не менее чем на 5--7% в год, рассказала «Газете.Ru» завотделом компании Begin Group Анна Рубальская.
Спрос на дополнительное образование демонстрируют три основные социальные группы: работающие (61%), студенты (33%) и домохозяйки (6%).
До половины из них относятся к возрастной категории 21--25 лет. Но не из-за того, что ошиблись при выборе первого образования, считает Анна Рубальская. В это число входят и бакалавры, настроенные учиться в магистратуре, рассказала она. Кроме того, большинство интересующихся вторым образованием ищут его в сфере первого, уверяют авторы исследования. Больше всего среди желающих получить второе образование специалистов экономического блока (39%), еще 28% гуманитариев и 26% – технарей.
Любопытно, что большинство студентов идут за дополнительным образованием не ради знаний (39%), а ради карьерного роста (67%). Знания больше интересуют домохозяек (78%), решивших вернуться к активной трудовой деятельности.
Студенты же по большей части связывают карьеру с образованием за рубежом (61%): продолжить образования в России намерены лишь 39%. Самой привлекательной программой обучения является второе высшее образование (более 40%). МВА занимает второе место (менее трети опрошенных). Впрочем, длительные программы обучения – это выбор самих учащихся. Работодатели, доучивающие доставшихся им специалистов, предпочитают короткие программы, отметила Анна Рубальская. За счет этого, кстати, подчеркнула она «Газете.Ru», компании тратят на обучение персонала отнюдь не такие большие деньги, как принято считать. По данным исследования, более 70% респондентов собираются учиться дальше за свой счет. Сделать это за счет работодателя рассчитывают менее 10%.
Самой популярной учебной специальностью у взрослых является менеджмент (более 40%). На втором месте финансы (около 35%), иностранные языки, маркетинг, юриспруденция. Массовый спрос на психологию, PR и дизайн остался позади.
По материалам сайта gazeta.ru.