Клуб просвящённых.
Опубликовано 10 мая 2007В отличие от многих сфер международного сотрудничества, образовательные отношения России и Европы прочно узаконены,подписавшись под Болонской конференцией, к 210 году европейские государства необратимо окажутся в "едином образовательном пространстве". Для обывателя это будет означать студенческую мобильность, которую гарантируют дипломы одинакого образца.
КЛУБНЫЕ ПРАВИЛА
Болонская конвенция, открытое соглашение, к которому могут примыкать европейские страны-участницы, дружелюбно переименована в Болонский клуб. Сегодня от членов клуба - министров образования и науки - требуется лишь регулярно и по-светски встречаться на одной из европейских территорий. Впрочем, к 2010 году клубная карта потребует отчетности.
Формальная сторона БОЛОНСКОЙ конвенции сводится к унификации процедуры и оценки обучения. Всем студентам европейских государств придется перейти на двухуровневое высшее образование - четырехлетний бакалавриат и двухгодичную магистратуру. Бакалавриат задуман как общее, базовое образование. Магистратура - как специализация с высокой долей научно-исследовательской работы. Оценивать знания студента предлагается при помощи системы "кредитов" - зачетных единиц, выражающих трудоемкость процесса обучения. Студент станет получать трудобаллы, которые в зависимости от уровня подготовки начисляются лекциям и семинарам, которые он посетил. Обычные отметки в европейских дипломах тоже сохранятся, однако конвенция предусматривает не цифры, а буквы - А ("отлично"), В, С ("очень хорошо"), D, Е ("удовлетворительно"), F ("неудовлетворительно") и FX (отметка, требующая повторно прослушать учебный курс).
ДАНЬ ТРАДИЦИИ
С момента подписания БОЛОНСКОЙ конвенции в 2003 году в России не утихают споры о целесообразности реформ. Главным камнем преткновения стала схема "бакалавр-магистр". Цена перехода - сокращение госфинансирования вузов. Государство планирует уйти от массового специализированного обучения, сохранив магистратуру (и ее бюджетное содержание) лишь тем вузам, которые ее достойны.
В борьбе за треть вузовского бюджета ректорское сообщество во главе с главой Союза ректоров России Виктором Садовничим не раз обвиняло Минобрнауки в попытке создать "цех недоучек" , прогнозируя полный крах промышленности и науки. Чиновники министерства отвечали, что страна захлебывается от обилия "высокообразованных кадров" , которые в большинстве случаев так и не находят работу по специальности. "На каждого магистра-инженера должна работать команда из десятка проектировщиков-бакалавров" , - считает глава ведомства Андрей Фурсенко.
На помощь вузовским администрациям пришли и представители науки. Европейская схема "уровневого" образования предусматривает лишь одну ступень, следующую за магистратурой - докторантуру, выдающую степень доктора. Она находится в промежутке между российским кандидатом и доктором наук. Президиум Российской академии наук уверен, что жертвовать российским "доктором" ради призрачного единства не стоит. Стороны при этом стараются идти на компромисс: научные степени в России, судя по всему, сохранят, как и возможность для вузовской элиты (в основном по инженерным специальностям) продолжать непрерывное пятилетнее обучение специалистов. Российские вузы, в свою очередь, приноравливаются к европейскому стандарту, вводя бакалавриат и магистратуру в экспериментальном режиме.
Между тем не стоит думать, что Европа проходит путь к "единству" с меньшими потерями. Для начала БОЛОНСКОЙ конвенции воспротивились ведущие университеты Франции - против "усреднения и коммерциализации" , которыми, по их мнению, грозит сокращение обучения до бакалавриата, например, выступают в Парижском институте политических наук. Немецкий путь во многом напоминает российский: здесь пока сосуществуют параллельные системы высшего образования - двухуровневая и непрерывная. Споры в Европе ведутся и по поводу научных степеней. Германия настаивает на сохранении собственной "габилитации" , аналогичной российской докторантуре и ее степени. Зато в Литве от советского наследия в виде степени доктора уже отказались.
С введением единой системы оценивания не справляются Испания и Греция. И несмотря на то что именно англосаксонская образовательная модель во многом стала платформой европейских образовательных договоренностей, в Великобритании от своих традиций тоже отступают с трудом. Например, англичане не стремятся отказаться от "лаконичной" высшей школы - бакалавры учатся в этой стране три года, а магистры всего год.
ОХОТА НА ИНТЕЛЛЕКТ
Эксперты убеждены, что общая проблема Европы, борющейся со своей же концепцией, - в веками сложившейся традиции так называемого гумбольдтовского, или исследовательского, образования. "Проблема в том, что нельзя всех сделать научными работниками - это непрактично для общества, - считает координатор международного направления в Минобрнауки, ректор бизнес-школы "Сколково" Андрей Волков. - Изменилась жизнь, концепция доставки знаний. Раньше в университетах России и Европы лекции читал исследователь, транслятор уникального знания. А сейчас знание выложено в интернете и каждый может его взять. Раньше люди работали на крупных производствах, теперь - на маленьких предприятиях. Постиндустриальное общество выдвигает новые требования к людям, а значит, и к их навыкам: они должны стать гибкими и креативными, многим важнее не фундаментальные знания, а ремесло".
Впрочем, в образовательном сообществе не скрывают, что единое учебное пространство в Европе продиктовано интересами бизнеса. Общие правила обучения должны привести к главному результату: всем европейцам будут выдаваться дипломы единого образца. "Учитывая трудовую мобильность, бизнесу приходится распознавать людей, - объясняет Андрей Волков. - Человек окончил университет в Италии, а на работу его приходится брать в Испании. Бизнесу хочется понимать, с кем он имеет дело".
Общеевропейская интеграция продиктована и бизнес-интересами самого образования, которое в Европе уже давно стало сферой извлечения прибыли. По сути, европейцы объединяются для конкуренции с мощным игроком - США. "Сейчас борьба за привлечение студентов в Европе выходит за рамки собственно европейского пространства. Появляется новый глобальный рынок - арабские страны, Африка. Большой приток идет из Индии и Китая" , - объясняет Андрей Волков. Иными словами, объединившись, европейская образовательная школа получает "коллективный" козырь: студенту третьей страны в качестве рекламного крючка обеспечена образовательная мобильность по всей Европе.
ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НИМИ
Очевидно при этом, что каждый из европейских игроков входит в Болонское соглашение с разными стартовыми данными. Чиновники Минобрнауки признаются, что Россия по-прежнему остается "образовательной провинцией" , которую невозможно сравнивать с лидерами образования США и Великобританией. Россия пока лишь импортирует его - в помощь российским абитуриентам работает целый набор фондов и программ, которые выдают гранты на обучение в европейских университетах, занимаясь своеобразной охотой на интеллект. "Российских студентов любят на Западе, - объясняют в Минобрнауки. - Они быстрые, сообразительные, эрудированные. Это отчасти связано с прежней системой образования. Но следует помнить, что уезжают лучшие".
В этой ситуации России остается уповать лишь на то, что россияне, обучавшиеся на Западе, решат вернуться: по сравнению с показателями 90-х "утечка мозгов" сократилась вдвое, однако во многом это связано с ужесточением миграционного законодательства в ряде европейских государств.
Продается же российское образование по-прежнему с трудом - и по причинам, не зависящим от унификации дипломов. "В России не учат по-английски, - говорит ректор Высшей экономической школы Сергей Гуриев. - А это сейчас принципиально для Европы". В рейтинге ведущих вузов мира, составленном журналом The Times Higher Education Supplement в 2006 году, флагманы российской высшей школы МГУ и СПбГУ заняли 93-ю и 164-ю строчки соответственно. Составитель Мартин Инс отмечает, что одной из проблем российских вузов признано небольшое число научных публикаций в авторитетных западных журналах.
Андрей Волков добавляет, что Россия не выдерживает и минимальной инфраструктурной конкуренции: "Мы долго были закрытой страной, но и сегодня достаточно посмотреть на российский и европейский кампус - начиная с отсутствия пандусов для инвалидов и заканчивая состоянием туалетов, чтобы понять, почему выбирают не нас".
Эксперты сходятся и в том, что приезду в Россию препятствуют серьезные проблемы с ее имиджем за рубежом: "Здесь небезопасно. Европейцы видят скинхедов или разгон маленькой демонстрации - это создает малоприятное впечатление о стране. Приезжий иностранец неминуемо сталкивается с проблемой регистрации, съема квартиры и другими символами "российской жизни"". "На международном факторе мы проигрываем. К нам традиционно приезжают выходцы из стран третьего мира, а студенты из Европы и Штатов редки. Пока российские вузы не могут обеспечить иностранцам социальный комфорт и безопасность" , - считает и Владимир Васильев. По словам Сергея Гуриева, в Россию из Европы сегодня рискуют приезжать в основном исследователи русской культуры, причем местом паломничества европейских студентов стал Санкт-Петербург. "Приезжают, чтобы выучить русский язык, причем чаще на стажировки, - говорит Сергей Гуриев. - Надолго предпочитают не задерживаться".
Впрочем, эксперт считает, что членство в Болонском клубе может и открыть россиян миру: "Россия очень заинтересована в притоке иностранных студентов. У нас демографическая проблема - студенты кончаются, а мест в вузах много. Значит, придется менять подходы". "Для того чтобы стать игроками, нам надо быть сильными, - напоминает и Андрей Волков. - Наша задача - съесть 10 % мирового образовательного рынка. Но это мировой успех".
***
КАК ПОЛУЧИТЬ ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Получить диплом европейского вуза стремятся многие российские студенты. Самостоятельно оплатить учебу большинству из них, как правило, не под силу, поэтому учебные программы, стипендии и гранты пользуются у россиян стабильным спросом.
Программа "Темпус" действует в России с 1994 года. Участниками могут стать не только вузы, но и коммерческие предприятия, государственные и негосударственные организации. Программа бывает трех видов: совместные европейские проекты (JEP), структурные и дополнительные меры и индивидуальные "гранты на мобильность" (зарубежные командировки). На JEP приходится основная часть финансирования программы "Темпус". Совместные проекты длятся два-три года, а гранты присуждаются так называемым консорциумам - сотрудничающим учебным заведениям. В проекте принимают участие: со стороны ЕС - французский Национальный центр обучения и подготовки детей с отклонениями в развитии, немецкий Институт Гумбольдта и Лиссабонский технический университет; с российской стороны - университеты-партнеры в Астрахани, Новосибирске, Архангельске и Санкт-Петербурге.
Программа "Эразмус мундус" была запущена в 2004 году, и на сегодня в ней приняли участие 76 студентов и 32 ученых из России. "Эразмус мундус" позволяет получить степень магистра в ряде европейских университетов. Размер гранта составляет ?21 тыс. на студента и ?13 тыс. на ученого в год. Особенность программы заключается в том, что обучение проходит по крайней мере в двух из как минимум трех университетов "консорциума" , принявшего заявку соискателя. В результате учащийся получает двойной или даже множественный диплом каждого вуза, где он отучился.
Учеба в Европейском учебном институте (ЕУИ) при МГИМО позволяет приобщиться к европейскому образованию в России. Бюджет института формируется на паритетных началах МИД РФ и Европейской комиссией. До 2009 года предусмотрено выделение ?6 млн. В институте действует три вида программ: магистерские программы по праву, экономике и политике ЕС, курсы повышения квалификации, обучающие семинары и конференции. Программы ЕУИ предназначены для послевузовской подготовки госслужащих из России и стран-членов ЕС, представителей бизнеса и НПО. Отличники получают возможность поехать в одну из стран ЕС на летнюю стажировку.
Юлия Таратута.