Ростовскую область с рабочим визитом посетил Министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он оценил готовность Южного федерального университета к перспективной работе в системе национальных университетов
Опубликовано 15 мая 2007Ростовскую область с рабочим визитом посетил Министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он оценил готовность Южного федерального университета к перспективной работе в системе национальных университетов и сравнил их создание с масштабным проектом основания академгородка. Во время пребывания в Ростовской области Андрей Фурсенко дал эксклюзивное интервью генеральному директору телерадиокомпании "Дон-ТР" Николаю Чеботареву.
Николай Чеботарев: Андрей Александрович, какое впечатление произвел на Вас новорожденный университет, я имею в виду Южный федеральный?
Андрей Фурсенко: Мне кажется, что ребенок здоровенький и быстро растет.
Чеботарев: Состав наших вузов, вошедших в новый университет, немного удивляет: Архитектурная академия, Педагогический университет, Радио-технический университет, и самое главное - пропал, исчез с карты Ростовский государственный университет, которому скоро будет 100 лет. Как вообще замышлялся этот проект? Почему именно эти вузы вошли?
Фурсенко: Во-первых, это была инициатива не наша. Это была инициатива региона, инициатива округа, была инициатива этих вузов. Поэтому я хочу, чтобы сразу было ясно: это не командирское решение, это решение, которое пришло снизу. Во-вторых, когда мы говорим, что главная цель - это подготовка специалистов по фундаментальным направлениям, это, наверное, правда, но не вся. Мы должны готовить людей для нашей экономики, для страны. И мы должны готовить людей, которые будут успешны, счастливы благодаря своим профессиональным знаниям. Когда обсуждалась структура университета, во главу угла ставились те новые задачи экономики страны, экономики региона, которые будут ставить через 5, 10, 15 лет. И наверное, состав участников как раз учитывает то, что ждет Юг России в будущем. Потому что университет создан не только для Ростовской области. Этот университет должен быть фундаментальной структурой для всего юга России.
Чеботарев: Не секрет, что низкая мотивация научного труда в последнее время отпугнула талантливых ученых: они либо ушли из сф еры науки, либо уехали за границу, либо подались в торговлю, чтобы прокормить семью. Что намечается для того, чтобы эти вопросы удалось разрешить?
Фурсенко:Один из путей - это переход на новую систему оплаты труда, тогда мы уйдем от единой тарифной сетки, когда мы будем платить зарплату по труду. Знаете, ведь это был довольно правильный принцип социализма - каждому по способностям, каждому по труду. Надо как-то четко сформулировать и понять, что по труду надо платить. Я думаю, что в недалеком будущем мы перейдем к другой системе оплаты труда, когда зарплаты будут определятся, в значительной степени, решением руководства университета, ученым советом, ректором.
Чеботарев: Расскажите о планах, которые были провозглашены сразу после образования ЮФУ.
Фурсенко: С одной стороны, выделяется много денег - уже в этом году должно быть выделено 3 миллиарда рублей и в следующем году такая же сумма. И финансирование будет продолжено. Но с другой стороны, абсолютно ясно, что в финансировании этого университета, во вложениях в его развитие, будут участвовать и регион, и, я надеюсь, бизнес.
Чеботарев: Как Вы считаете, двухуровневая система высшего образования поможет нам улучшить качество подготовки специалистов?
Фурсенко: Эта система давно пробивает себе дорогу в нашей стране. Вспомните идею реализации физтеховского образования, когда первые три года люди получали фундаментальное образование, а потом еще три года или два года - специализация, которая строилась по абсолютно другой системе подготовке специалистов. Поэтому, когда нас начинают пугать Болонской системой, то, если отвлечься от слов, нужно вспомнить о том, что идеи такого двухуровневого образования у нас возникли раньше, чем в других странах. И мы знаем, что эта физтеховская система в огромной степени оправдала себя.
Чеботарев: Единый государственный экзамен. Не приучим ли мы молодых людей нажимать кнопки и оперировать голыми цифрами? А ведь есть и другие сферы, есть творчество.
Фурсенко: Это форма письменного экзамена. Там нажимания кноп ок практически нет. И даже те ответы, которые вы должны заполнить по выбору, требуют знаний, их невозможно угадать. Но то, что по целому ряду направлений нам надо улучшать качество измерительных материалов, это несомненно. После принятия закона я встречался с ректорами вузов, в том числе с Виктором Анатольевичем Садовничьим, который сам предложил: закон принят, давайте вместе будем работать над улучшением качества контрольно-измерительных материалов. Я с благодарностью принял это предложение. Мы договорились о том, как мы будем это вместе делать. Мы перейдем от экзаменов устных, в основном, к экзаменам письменным. Кроме этого, в законе усилено сейчас два очень важных момента. Первое - расширяется список олимпиад, по которым без экзаменов талантливые ребята могут быть приняты в вузы. И второе - вузы имеют право вводить дополнительное испытание, но эти дополнительные испытания не должны повторять вопросы Единого государственного экзамена.
Об этом сообщает портал "Российское образование".