Новое в образовании интересно всем - педагогам и родителям, психологам и врачам, особенно если речь идет о сохранении здоровья детей и повышении эффективности обучения
Опубликовано 16 мая 2007С Марьяной Безруких, директором института возрастной физиологии, академиком РАО
Новое в образовании интересно всем - педагогам и родителям, психологам и врачам, особенно если речь идет о сохранении здоровья детей и повышении эффективности обучения. Правда, очень часто это "новое" - хорошо забытое старое, то, что не прижилось, от чего отказались, потому что меняются условия жизни, информационные потоки, способы подачи информации. В педагогике, как и вообще в жизни, властвует мода, в том числе мода на идеи. И тогда используются любые способы, чтобы идею разрекламировать, обосновать или хотя бы сказать о ее научной основе. Не менее важно при этом сослаться на мнение "врачей, педагогов, психологов". Эта схема неплохо отработана, и десятки новых педагогических идей за последние десятилетия так же, как быстро "входили в моду", так и забывались. Сегодня становится модным раздельное обучение мальчиков и девочек. Модными стремятся быть не только школы, но и детские сады. Основания? Стойкие мифы о психологических и интеллектуальных различиях между мальчиками и девочками. Не буду спорить, физически мальчики и девочки различны (хотя и здесь сходства больше, чем различий). Но главное, к чему апеллируют сторонники раздельного обучения, - не физические возможности (кстати, у многих мальчиков физические возможности ниже, чем у девочек), а функционирование мозга. За неопровержимую и доказанную истину выдается представление о "принципиально различной" мозговой организации, интеллектуальной деятельности у мальчиков и девочек.
У ученых нет однозначного ответа на вопрос: какие факторы - биологические или социальные - приводят к психологическим, социальным, профессиональным различиям между мужчинами и женщинами.
Однако следует учитывать, насколько эти различия велики, как они проявляются, действительно ли существуют "универсальные" характеристики, существенные для мальчиков или девочек. Не менее важно отметить, что речь идет не о сформировавшихся мужчинах и женщинах, а о формирующемся организме детей.
Некоторые горячие умы идут еще дальше, выделяя в качестве такой особенности "левополушарность" девочек и "правополушарность" мальчиков, объясняя несведущим родителям или педагогам различия в способности решать математические задачи или писать стихи. Однако научных доказательств подобных различий нет. Неудивительно, что большая часть этих специалистов судят о функционировании мозга по косвенным признакам, не исследуя мозг. При любой интеллектуальной деятельности (особенно такой сложной, как письмо, чтение, решение математических задач) ребенка активно включаются оба полушария. Более того, чем новее задание, которое ставится перед ребенком, чем меньше он знаком с этой задачей, чем больше доля неопределенности, чем труднее эта задача, тем более активны в процессе деятельности оба полушария.
Безусловно, индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности существуют и они гораздо значимее, чем половые. Это означает, что есть и мальчики, и девочки, имеющие разную стратегию интеллектуальной деятельности, но нет типичной стратегии, характерной только для мальчиков и только для девочек. Кроме того, большое значение для формирования определенной стратегии деятельности имеют все факторы социального развития, окружающие взрослые и сверстники, круг поддерживаемых взрослыми интересов, материальные возможности. Сторонникам подобных инноваций следовало бы знать, что, во-первых, половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. И второе. Индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия между мальчиками и девочками.
Есть еще один вариант обоснования необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек. Сторонники такого подхода не мудрствуют лукаво, а предлагают простую формулу: "Девочку нужно воспитывать как девочку, мальчика - как мальчика". При этом, что такое "как девочку" и "как мальчика", в разных школах понимают по-разному. В одних меняют условия математических задач: например, девочки считают цветочки, а мальчики - машинки, в других - девочек посвящают в "невестушек", а мальчиков - "в воинов". Все это было бы смешно, если б не было так грустно.
Не знаю, думают ли те, кто растит с первого класса "невестушек" и учит их рукоделию и кулинарии, готовят девочек быть только женой и матерью, о том, что принц будет далеко не у всех. Думают ли о том, что в современном мире так редко "берут в жены", оставляя за порогом ее заботы о себе, о детях, о хлебе насущном. Да и каждая ли девочка, повзрослев, захочет, чтобы все решали за нее? Это не означает, что домоводству не нужно учить, а ответственность за будущее, детей и семью не воспитывать. Только зачем противопоставлять при этом девичье и мальчиковое?
Не знаю, учитывают ли воспитатели будущих "воинов" различия среди мальчиков. Кого-то привлекают и военная служба, и четкость приказов, и организованность собственной жизни. Но для этого есть кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Кстати, а почему туда не принимают девочек? В армии они служат, и считается, что очень успешно. Казалось бы, все понимают, что далеко не все мальчики - воины, как и девочки - невестушки, но....
В начальной школе (а есть попытки разделить мальчиков и девочек уже в детском саду) практически невозможно определить склонности и способности ребенка. Ведь его личность, интересы, ценности только начинают формироваться. Зачем же на этом, социально очень важном этапе развития формировать у детей стойкое (потом это невозможно изменить): "Я - другая, он - другой"?
В последнее время мы много говорим о нетерпимости, о неспособности наших детей быть толерантными и о жестокости и жесткости отношений между детьми. Самое удивительное, что при этом мы делаем все для того, чтобы разделить детей. Так было и с классами коррекции, в которых формировали детей изгоев, озлобленных и агрессивных, уверенных в собственной неполноценности. Были попытки выделить леворуких, детей с физическими недостатками и т.п. И вот теперь "новая" старая идея - разделить мальчиков и девочек.
Человечество веками уходило от соблазна разделения больных и здоровых, белых и черных, сильных и слабых (этот список можно продолжать) и не раз убеждалось (порой поздно) в пагубности любой сегрегации.
Допустим, мы взяли за основу разделения пол и разделили детей на мальчиков и девочек. Но тогда в каждой группе нужно будет уже мальчиков и девочек разделить на леворуких, гиперактивных, медлительных, часто болеющих и т.п. Что дальше? По цвету глаз или волос? Кстати, и это возможно. Совсем недавно выделены особенности реакции на боль рыжеволосых. Не исключено, что люди, отличающиеся по цвету волос, имеют и какие-то другие различия. Будем разделять? А что потом? Означает ли разделение на мальчиков и девочек, что со всеми мальчиками (или девочками) можно как-то одинаково работать, что у них будут одинаковые способности, одинаковая реакция, одинаковые успехи? Конечно, нет. Тогда в чем смысл такого разделения? Продуманы ли последствия?
Елена Новоселова.