А.А.Фурсенко: "Будучи лидером сети демократических школ, Александр Наумович критически относился к некоторым направлениям модернизации образования. Однако дискуссии с ним скорее продвигали изменения в образовании,нежели их останавливали
Опубликовано 01 июня 2007Не стало Александра Наумовича Тубельского – автора «Школы самоопределения»
31мая 2007 года после тяжелой болезни скончался Александр Наумович Тубельский, - директор школы, известный педагог, один из лидеров инновационного педагогического движения.
Александр Наумович родился в городе Москве 2 октября 1940 года. В 1971 году окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской. Работал организатором по внеклассной работе и учителем истории школы № 733 (1972-74), заместителем директора по методической работе московского Дворца пионеров и школьников (1974-1982). В 1979 г. защитил диссертацию на звание кандидата педагогических наук. С 1982 г. по 1985 г. Александр Тубельский – старший научный сотрудник Лаборатории трудового обучения и профессиональной ориентации Академии педагогических наук СССР.
В 1985 г. коллектив учителей школы № 734 г. Москвы пригласил Александра Наумовича на должность директора школы. С тех пор Александр Тубельский на практике работал над концепцией нового содержания образования, стал автором крайне важного для России направления в инновационном образовании – Педагогики Самоопределения. Александр Тубельский впервые на практике попытался доказать, что школа может учить детей выбирать свой жизненный путь, максимально опираясь на склонности и интересы детей. Реализуя эту концепцию, школа в 1987 году победила во всесоюзном конкурсе инновационных школ, одной из первых получила статус экспериментальной площадки федерального значения. Под руководством Александра Наумовича школа стала победителем конкурса авторских школ (1989), конкурса «Школа будущего» (2006), конкурса инновационных образовательных учреждений, проходившего в рамках Национального проекта «Образование» (2007).
Будучи лидером сети демократических школ, Александр Наумович критически относился к некоторым направлениям модернизации образования. Однако дискуссии с Александром Тубельским скорее продвигали изменения в образовании, нежели их останавливали. Конструктивные предложения Александра Наумовича стали основой для нового понимания качества образования, экспертизы в системе образования, открытости и демократического уклада современной школы.
Александр Наумович Тубельский – автор и редактор 16 книг и более 150 статей по проблемам нового содержания образования, развития демократического уклада школьной жизни. Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РФ, Лауреат премии Президента РФ в области образования.
Труды Александра Наумовича Тубельского и его команды войдут в историю отечественной и мировой педагогической мысли. Еще не одно поколение молодых учителей заинтересуется работой в школе благодаря книгам и статьям Александра Наумовича. Тысячи учеников запомнят Александра Тубельского как доброго, отзывчивого учителя и очень интересного человека. Светлая ему память.
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.