Реформы в российском образовании
Опубликовано 14 мая 2004То, что сегодня, при Путине, происходит в российском образовании, весьма наглядно демонстрирует тот колониальный тип развития, в который загоняет страну действующая президентская команда.
По стране полным ходом идет реформа образования.
Суть реформы в том, чтобы разделить образование на три ступени. Первая: начальное образование - восемь классов, затем вторая ступень - специальное образование, колледж 2-3 года, и только затем высшее образование, а точнее, дообразование , так как обучение в вузах после колледжа должно быть сокращено до трех лет.
Казалось бы, все логично. Все направлено на оптимизацию образования. И цели благие - дать возможность молодым людям как можно раньше определиться в выборе профессии и сразу же готовить их по выбранной специальности.
Но на самом деле предлагаемая реформа фактически ставит крест на исторически сложившейся в России системе академического образования, которая по праву считалась одной из самых лучших в мире.
Сильной стороной российского двухступенчатого образования являлось то, что на первой ступени обучения - средней школе - ученик получал классическое образование по основным научным дисциплинам и подготавливался к поступлению в любое высшее учебное заведение. Вторая же ступень - вуз, на протяжении следующих двух - трех лет давала базовое образование по выбранному направлению, и лишь на основе этого почти тринадцатилетнего базового образования на последних курсах обучения шла непосредственная специализация.
Российская система образования давала любому выпускнику вуза такую мощную базу, при которой он мог по выпуску свободно выбирать между научной карьерой или работой по профилю.
Трехступенчатая система уничтожает эту школу.
Насаждаемая реформаторами обязательная промежуточная ступень между школой и вузом - профессиональное образование - колледж обрекает обучаемого на узкую специализацию, за рамки которой он уже не сможет выйти. То есть, закончив авторемонтный колледж, выпускник уже не сможет пойти учиться на врача или журналиста.
Причем не потому, что это запрещено. Нет, формально он может поступать в любой вуз. Но базовых знаний по дисциплинам, которые ему необходимы для учебы в этом вузе, ему просто не хватит по причине узкой специализации колледжа. Порочность так называемого единого экзамена прежде всего в том, что он изначально рассчитан на среднего человека и автоматически отметает любые отклонения от нормы.
Тот же Пушкин никогда бы не преодолел этот экзамен по причине того, что Пушкин никогда бы не сдал математическую часть теста.
То есть уже в 14 -15 лет школьник фактически должен выбрать судьбу, из которой он уже не сможет вырваться никогда.
Но мало того, что раздел происходит в том возрасте, когда никто из школьников еще толком не представляет, чем бы хотел заниматься в дальнейшем. Не менее драматичным является неизбежное сокращение времени обучения в вузах до трех лет. Делать это придется за счет сокращения базовых научных дисциплин, так как вуз должен, по замыслу реформаторов, стать лишь дообразовывающей ступенью. Местом, где молодой человек дообучается по выбранной профессии.
В итоге за боротом остаются большинство базовых научных дисциплин. Таких, например, как высшая математика, механика и им подобные.
В колледже их не изучают, а в трехлетнем вузе на них просто не остается времени. В итоге вузы начнут штамповать весьма узких специалистов-исполнителей, эксплуатационников. В первую очередь это ударит по науке в целом. Так как кадры для КБ, институтов, НИИ брать будет просто негде...
Все это очень подозрительно совпадает с теми требования МВФ, которые выдвигались в начале 90-х годов, как обязательное условие выделения кредитов.
Прежде всего МВФ требовал гуманитаризации российского образования. Сокращения технических и инженерных вузов и факультетов и расширение всякого рода гуманитарных вузов: юридических, менеджмента, экономических, теологических и проч.
Россия не нужна Западу, как мощная технологическая держава с большим научным потенциалом. Это никак не вписывается в ту схему будущего, которая предусмотрена для России. Колония должна иметь много переводчиков, юристов, теологов и менеджеров. Но ей крайне вредно иметь свои авиационные и космические КБ, свои академии наук и научные центры. В лучшем случае центры по развитию туризма...
Но не только развалом классического образования отмечена педагогическая реформа Путина. Даже это кастрированное образование становится все более недоступным. Финансирование бесплатного сектора образования постоянно сокращается. Путинские реформаторы во весь голос твердят о том, что бесплатное образование отжило свой век. И сегодня Россия должна пойти по западному пути, где все образование платное. Сегодня все больше студенческих мест в вузах отдается так называемому коммерческому сектору. В некоторых институтах доля коммерческих студентов уже превысила бесплатников. При этом стоимость семестра обучения в престижных вузах может доходить до нескольких тысяч долларов. Надо ли говорить о том, что учебу в таких вузах себе могут позволить только дети очень состоятельных родителей.
Сегодня новому Ломоносову в России просто не появиться. Мало того, что он никогда бы не смог оплатить свою учебу в столичном вузе, мало того, что единый экзамен оставил бы его без шансов на поступление, так он просто бы даже не доехал до Питера. Денег бы не хватило.
В свое время Гитлер лично утверждал школьные программы для русских школ на оккупированных территориях. По замыслу фюрера, русских недочеловеков надо было обучать чтению, началам арифметики, закону божьему и истории Германии, чтобы вырастить из них послужных, работоспособных холопов.
При Путине хорошее образование в России все более становится привилегией обеспеченных слоев общества. Для большинства же народа оно все больше ограничивается программой немецких оккупационных школ...
По материаллам газеты Завтра от 13.05.2004