Проверки Счетной палаты РФ в 2006 - начале 2007 года выявили неслаженность работы всех уровней управления и внедрения действенных механизмов реализации нацпроекта, что требуется при выделении значительных средств
Опубликовано 09 июня 2007Журнал "Национальные проекты" опубликовал статью, посвященную промежуточным итогам реализации приоритетного национального проекта "Образование". По каким направлениям предлагает провести "работу над ошибками" нацпроекта Счетная палата?
Нормативная волокита. Проверки Счетной палаты РФ в 2006 - начале 2007 года выявили неслаженность работы всех уровней управления и внедрения действенных механизмов реализации нацпроекта, что требуется при выделении значительных средств. Основным недостатком, по мнению аудитора Счетной палаты РФ Александра Назарова, явилось отставание в обеспечении нацпроекта нормативными правовыми документами. В 2006 году из 11 проектов нормативных правовых актов данного направления 6 были внесены в Правительство РФ с запозданием - они слишком долго проекты документов согласовывались между Минобрнауки, Минфином и Минэкономразвития России, по разному подходящими к реализации политики поддержки образовательных учреждений.
Задержка принятия нормативов на федеральном уровне отразилась на качестве мероприятий нацпроекта. Именно поэтому Минобрнауки РФ пришлось неоднократно вносить изменений в списки лауреатов конкурсов талантливой молодежи и победителей конкурса учителей. Изменения в приказ об утверждении списков лучших учителей изменения вносились более 60 раз. В 16 регионах России учителя не получили гранты ко Дню учителя.
Эффективность. Проверками установлено, что индикаторы результативности национального проекта не разработаны. Это нет возможности оценить эффективность использования средств, выделяемых на реализацию нацпроекта. Мероприятия проекта не увязаны с программами развития муниципалитетов и регионов, особенно это касается программ развития села. Статус и роль коллегиальных органов субъектов РФ, ответственных за достоверность и своевременность представляемой информации, не были четко определены. Вопросы обобщения и распространения опыта работы образовательных учреждений и учителей, выявленного в ходе реализации нацпроекта, не проработаны.
Инновационные вузы. Нес овершенна система стимулирования вузов, внедряющих инновационные программы: отсутствуют рекомендации по определению степени вклада каждого из критериев деятельности вуза в его общую рейтинговую оценку, недостаточно отработана конкурсная документация.
Инновационные школы. Правительством РФ установлено определение количества школ-миллионеров для каждого региона в соответствии с числом учащихся в городской и сельской местности - конкурс должен был отобрать инновационных школ из расчета по одному учреждению на шесть тысяч городских и три тысячи сельских школьников. Эта формула не учитывает общее количество школ в каждом из субъектов РФ. В результате в Республике Ингушетия победителем конкурсного отбора одна из 7 школ, в Чеченской Республике - из 9; а в Орловской и Тверской областях - одна из 35 школ, в Тюменской области - из 40.
Не отлажен механизм освоения инновационными школами выделенных средств. Средства поздно поступили на банковские счета школ - не хватило времени на организацию закупок через конкурсные комиссии. Производители и поставщики оказались не готовы к массовым закупкам школьного инвентаря. Сами общеобразовательные учреждения оказались не готовы к масштабной реализации нацпроекта. В школах не созданы условия для реализации инновационных мероприятий, не решены проблемы по ремонту зданий, оснащению пожарной сигнализацией, закупке мебели и тренажеров. Средства, предусмотренные на 2006 год, в полном объеме были освоены только в конце марта 2007 года.
Информатизация. Не все школы оказались готовы к внедрению информационных технологий. С наибольшими трудностями столкнулись начальные и коррекционные школы: компьютерная база в них устарела и недостаточна для подключения школ к интернету.
Школьный автобус и сельские школы. Выявлено несоответствие эксплуатационно-технических характеристик поставляемых школьных автобусов требованиям по перевозке детей, низкое качество и некомплектность поставленных микроавтобусов УАЗ. Ни поставки автобусов, ни нацпроект в целом не способствуют сохране нию малокомплектных сельских школ. Их число сокращается быстрыми темпами - за четыре года на 4,7 тысячи школ (10,4%). Сельская школа не стала фактором социального развития села.
Престиж учительства. С реализацией нацпроекта не решается задача по восстановлению престижности и общественной значимости профессии учителя. Уровень оплаты труда педагогов остается низким. В декабре 2006 года он составил 65% от среднего уровня заработной платы.
По материалам сайта Педсовет.