Болонский процесс - благо для выпускников вузов или мучение для российской системы образования?
Опубликовано 19 июня 2007Россия, как и большинство цивилизованных европейских стран, стремиться перейти на двухуровневую систему высшего образования. Так называемый "Болонский процесс" откроет нашим выпускникам новые горизонты для продолжения профессиональной деятельности. Но быстро и правильно перестроить всю систему образования невозможно...
Болонское движение зародилось в 1993 году. Министры образования 29 европейских государств подписали договор, который в дальнейшем стал именоваться "Болонской декларацией". Главная цель подписания договора - это "гармонизация" и сотрудничество европейских систем образования. Единое образовательное пространство должно было позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров. В перспективе, Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке". Для обеспечения "гармонизации", системы высшего образования стран-участниц договора должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми (если не сказать однотипными), что может быть достигнуто за счет широкого распространения идентичных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем оценок и так далее.
В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса Российская Федерация в лице Министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. И вот уже на протяжении четырех лет наша страна делает все, чтобы к указанному сроку российская система образования стала идентичной европейской. Но в нашей стране есть множество авторитетных специалистов, которые являются противниками вступления России в Болонский процесс. Одним из них является ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. По его мнению, магистратура в России подменит систему послевузовского образования, тогда как "именно в аспирантуре и докторантуре формируются ученые". "Исследования МГУ подтвердили: уровень образования в России в 2-6 раз выше, чем в каждом из 100 ведущих университетов мира", - привел статистические данные Садовничий. Он подчеркнул, что введение двухуровневой системы высшего образования - бакалавриата и магистратуры - погубит аспирантуру и докторантуру, которые являются национальным достоянием России.
Вот и приходится выбирать: стать в один ряд со всей цивилизованной Европой или сохранить свою идентичность? Честно говоря, очень напоминает спор западников и славянофилов. Причем западников существенно больше. Но выбор был сделан несколько лет назад. И сейчас остается только громко выражать свое недовольство. Тем не менее, что бы выбрали вы?
По материалам сайта Педсовет.