Под угрозой срыва оказалось ведущее направление нацпроекта «Образование» – конкурс регионов на комплексную модернизацию
Опубликовано 13 августа 2007Под угрозой срыва оказалось ведущее направление нацпроекта «Образование» – конкурс регионов на комплексную модернизацию. Вступая в него, регионы обещали полностью реформировать образование. Теперь выясняется, что они не способны даже потратить заработанные средства. У самых нерасторопных эти деньги могут отнять.
Как стало известно в среду, ведущее направление нацпроекта «Образование» 2007 года – конкурс регионов по всесторонней модернизации образования – переживает серьезный кризис.
Большинство регионов-победителей не в состоянии даже начать тратить выигранные гранты, признало на селекторном совещании с ними руководство Минобрнауки.
Конкурс на комплексное реформирование системы образования в 2007–2009 годах был объявлен в начале 2007 года. Заявки на участие в нем подали 53 региона, а 21 стал победителем.
Предполагалось, что масштабы распространения передового опыта будут впечатляющими: в отобранных регионах в общей сложности обучаются около трети всех российских школьников – 4,2 млн человек.
Всем им обещали улучшить качество образования, а заодно и поднять зарплаты их учителям. На эти цели только в 2007 году государство выделило более 4,5 млрд рублей – частично за счет федерального бюджета, частично – из региональных. А в 2008-м и в 2009 году к ним добавятся новые многомиллиардные транши.
В надежде на эти миллиарды регионы пообещали реформировать все: от системы финансирования школ и начисления учительских зарплат до оценки знаний школьников при помощи ЕГЭ.
Теперь выясняется, что около половины победителей не подготовили для этого законодательной базы, без чего о переходе на новую систему оплаты учителей, равно как и о выработке единого норматива для подушевого финансирования школьников (по схеме «деньги следуют за учеником») можно забыть.
А подавляющее большинство победителей конкурса не только не выполняют индивидуальных планов выполнения взятых на себя обязательств («дорожных карт»), но не в состоянии даже освоить полученные гранты.
На 1 августа это сделали лишь два региона-победителя из 21 – Бурятия и Саха-Якутия. Причем оба сумели распорядиться как федеральными, так и собственными средствами.
Еще 15 регионов только начали освоение местных средств, а четыре не приступали к нему вовсе, рассказал «Газете.Ru» замруководителя Рособразования Евгений Бутко.
По его словам, Новгородская, Новосибирская, Волгоградская, Тверская области и Мордовия только готовят документы для заключения контрактов. Но даже там, где освоение грантов началось, дела идут не блестяще. В Северной Осетии, например, заключены контракты лишь на 0,09% выделенной суммы, а в Белгородской области – на 0,2%, рассказал он.
Сложилась «реальная угроза, что значительное число регионов не освоит средств до конца года», – заявил он. Но в этом случае выделенные регионам деньги пропадут: дотратить их в 2008 году запрещает российское законодательство. «Этого допустить нельзя!» – заявил Евгений Бутко.
Если регионы не исправятся, «может быть поставлен вопрос о целесообразности их дальнейшего участия в нацпроекте», – пригрозил он.
Почему регионы не торопятся влить в образование дополнительные миллионы рублей, неизвестно. С мест прозвучали лишь невнятные жалобы на волокиту региональных казначейств и на сложность бюрократических процедур (чтобы заполнить необходимые 3,5 тыс. форм для реализации гранта, в Московской области, например, наняли специального оператора). Об остальных помехах в освоении бюджетных средств, равно как и о том, каким образом будут преодолены заторы, регионы умолчали.
Впрочем, не исключено, что на местах просто не представляют, что делать.
Как оказалось, многие регионы еще «в самом начале признавались, что не знают, за что берутся», – сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Кроме того, подчеркнул он «Газете.Ru», то, что деньги на развитие образования лежат в регионах мертвым грузом, еще не означает, что комплексная модернизация на местах будет завалена. «В некоторых регионах просто могли серьезно подойти к конкурсу», – не исключает глава Минобрнауки. Да и вообще, подчеркнул он, темпы освоения средств – «лишь один из показателей выполнения регионами обязательств по комплексному реформированию образования».
В то же время, затягивая освоение средств нацпроекта, регионы «ставят себя в сложное положение», признал он «Газете.Ru».
«Никто никого не заставлял участвовать в нацпроекте. Все брали на себя обязательства добровольно. А теперь самый масштабный и значимый из всех направлений нацпроекта «Образование» в полной мере не выполняется», – констатировал министр.
«Этот проект долгоиграющий и стратегический. Он и через два-три года не должен кончиться. Но если мы не сможем зафиксировать результаты за 2007 год, дальше все пойдет не так как надо», – заявил Фурсенко.
По материалам сайта gazeta.ru