В связи с ежегодным сокращением количества бесплатных мест в вузах тема совмещения работы и учебы студентов выходит на первый план
Опубликовано 15 августа 2007В связи с ежегодным сокращением количества бесплатных мест в вузах тема совмещения работы и учебы студентов выходит на первый план. Недавно Научно-учебная лаборатория исследований рынка труда Высшей школы экономики (ГУ) подготовила небольшой доклад на эту тему. Исследователей интересовало, какие студенты ищут работу, а также положительное и негативное влияние этого процесса.
Прямые и очевидные выгоды этого совмещения заключаются не столько в извлечении дохода, сколько в приобретении положительного опыта. Но, как замечают сами студенты, в условиях массовости высшего образования подыскать работу по специальности практически невозможно. А значит, и напрямую на процесс учебы такой опыт не влияет и положительным является лишь отчасти.
Кто обычно совмещает учебу и работу? Судя по данным опросов, хорошее материальное обеспечение семьи снижает вероятность совмещения учебы и работы студентом. Порог дохода семьи, который бы позволил российскому студенту не искать работу столь активно, составляет по стране примерно 25 000 рублей. А сам статус семьи очень влияет на фактор занятости молодежи. Рано начинают думать о своем трудоустройстве студенты из неполных семей и семей, где из родителей только один работающий. Замечено, что в семьях, где мать не работает, студент совмещает работу и учебу реже, чем там, где отец не является добытчиком для семьи. У руководителей фирм дети тоже рано начинают работать. И причина рвения в этом случае – порой честолюбивое желание самих студентов. Но что любопытно, судя по зарубежному опыту, те, кто начал работать рано, действительно получают хороший старт для карьеры. Только позже часто случается, что карьерный рост молодых вдруг замедляется…
Среди работающих студентов больше всего «бесплатников», студентов, обучающихся за счет бюджета государства.
Студенты коммерческих вузов трудоустраиваются гораздо реже. Явно больше работают те, кто учится в месте проживания семьи. Правда, замечено, что такие студенты предпочитают жить отдельно от своих родителей. Вероятность найти интересную работу снижается у тех молодых людей, которые живут в малых населенных пунктах.
Сложность обучения снижает вероятность совмещения работы и учебы. Замечено, что студенты самых престижных вузов и факультетов начинают работать ближе к третьему курсу. Мониторинг экономики образования, проведенный ГУ ВШЭ в 2006 году (опрос более 2900 студентов), показывает, что работать студенты обычных вузов начинают уже с первого курса. Это делают около 34,5% первокурсников. Среди слушателей магистратуры таковых уже 73,9%.
Мотивы трудиться – не всегда лишь материальные. Студентов часто привлекают условия для проявления самостоятельности и креативности, возможность профессионального роста и иногда – хорошее социальное обеспечение на потенциальном месте работы. Больше всех работают технари. Меньше – студенты из классических университетов. И самое большое количество работающих студентов находится в Москве.
Большинство преподавателей лояльно относятся к тому, что их подопечные вынуждены искать работу. Эксперты предполагают, что количество работающих студентов будет только расти.
По материалам Независимой газеты.