А.Фурсенко: о проблеме ЕГЭ и отсрочке от армии
Опубликовано 26 мая 2004Что же такое ЕГЭ и как влияет поступление в вуз на отсрочку от армии?В наиболее животрепещущих вопросах выпускной поры пытаются разобраться телеведущий Владимир Позднер, «свежая голова», Игорь Сукачев,и министр образования и науки Андрей Фурсенко.
В.П.: Мой вопрос к вам касается единого государственного экзамена. Я все время читаю какие-то странные вещи: вроде, для большинства учеба в вузах станет платной, а бесплатной останется только для тех, кто сдаст этот единый экзамен на 5 баллов.Имеется ли какая-то связь между ЕГЭ и платой за высшее образование?
А. Ф.: Какая-то связь, конечно, есть, так же как имеется связь между любым успешно сданным экзаменом и возможностью бесплатного образования. В чем состоит принцип, который закреплен и в Конституции, и в законе об образовании? Образование должно быть доступно, бесплатно, и возможность и доступность должны достигаться на конкурсной основе. Как организован конкурс - это следующий вопрос инструментария. Один из подходов - это ЕГЭ, я уже выучил это слово из трех букв, но я думаю, что, вряд ли его Невзоров писал на флаге, тогда он его еще не знал.
В.П.: Он и не мог его написать, потому что его еще не было.
А. Ф.: Еще не было… А сейчас, говорят, пишут на заборах или еще там где-то слово ЕГЭ.
В.П.: Но вы поддерживаете идею единого государственного экзамена?
А.Ф.: Я считаю, что это одна из форм и в принципе, если эту форму усовершенствовать, ведь там есть достаточно большие прорехи, то она достаточно разумна.
В.П: Я хочу спросить свежую голову. Вот скажите, пожалуйста, вам кажется правильным, что в зависимости от того, как человек сдает этот экзамен, он будет учиться бесплатно или напротив...
А. Ф.: Не этот экзамен, а вообще экзамены.
В.П.: Хорошо, вообще экзамены. Вот один абитуриент блистательно сдает экзамены в вуз и учится бесплатно. А другой сдал, прошел, был принят, но не столь блестяще. Он должен платить, как вам кажется?
И.С.: Знаете, я вам честно скажу, я не понимаю, что такое единый государственный экзамен. Вы можете мне хоть в двух словах объяснить?
В.П.: Кстати, вот вы можете в двух словах объяснить, что такое единый государственный экзамен?
А.Ф.: Я вообще сам долго разбирался.
В.П.: А это еще вопрос не решенный?
А. Ф.: Нет, я могу объяснить общуюлогику. Идея этого экзамена в том, что существует единый для всех школьников экзамен, в основном письменный, хотяесть некоторые исключения.
В.П.: Для всех школьников России?
А. Ф.: Для всех школьников России одинаков с достаточно четко определенными стандартами. И этот экзамен един для всех, независимо от того, ты учишься на селе илив Москве, где угодно.
В.П.: Но это не сочинение, это вроде теста, да?
А.Ф.: Нет. Там есть части, которые можно назвать тестами, часть из них более-менее разумная, часть из них, на мой взгляд, не очень удачная, в ней надо продвигаться, а часть заданий (там есть несколько частей заданий) это, так сказать, творческий экзамен, включая, может быть, сочинение ирешение задач.
В.П.: А в Москве провели нечто вроде экспериментальной сдачи вот этого ЕГЭ и, говорят,средний балл по столице был «тройка»…
А. Ф.: Ну, «тройка» - это вряд ли.
В.П.: Много что ли?
А. Ф.: Нет. Там очень сложная система...
И.С.: Не понимаю, я ничего не понимаю.
В.П.: Все равно, вот видите, господин Сукачев не понимает!
И. С.: Вы говорите, что существует некий экзамен, в котором есть какие-то микроэкзамены внутри каждого экзамена, т.е. набор каких-то дисциплин, да?
А. Ф.: Да.
И.С.: Которые мы проходим в школе?
А, Ф.: Не совсем так. По каждой дисциплине есть свой экзамен.
В.П.: Он единый...
А. Ф.: «Единый» потому что он единый для всей России.
В.П.: А раньше было не так? Экзамен по физике, он разве был не единый для всей России?
А. Ф.: Нет. Вот единый для всей России был экзамен... Вообще раньше было два экзамена. Один экзамен сдавался в школах, а второй экзамен сдавался в вузах.
В.П.: А теперь в вузах не будет?
А.Ф.: А сейчас я еще раз повторяю, что на сегодняшний день сохраняется множественность подходов. Вот можно по-старому, а можно идти в рамках этого единого государственного экзамена.
В.П.: Это как, я сам могу выбрать?
А. Ф.: На сегодняшний день где-то вы можете сами, где-то это решение, которое... Ну, окончательное решение принимается министерством, но министерством решение принимается по предложениям регионов и советов ректоров в этих регионах.
В.П.: Короче говоря, пока нет ясности?
А.Ф.: Ясно, что мы участвуем очень крупномасштабном эксперименте.
В.П.: А, ну да, конечно, это понятно. Последний вопрос. Когда я учился в Московском государственном университете, там была военная кафедра, и по окончанию учебы я одновременно получил офицерское звание. Я ни одного дня не служил в войсках, т.к. должен был стать ученым. Я им не стал, но я понимаю, что во многих областях именно молодые ученые делают открытия, математика, теоретическая физика и т.д. Как сейчас обстоит делос этой отсрочкой? Вообще, я все больше вижу, что армия только и хочет забрать-забрать, уже даже прямо во время учебы. Вы будете против этого как-то возражать?
А.Ф.: Понимаете, прежде чем рассматривать вопрос вот так:за или против, надо сначала все-таки разобраться и посмотреть все аспекты этой проблемы. Вы знаете, что сегодня из 100 мальчиков призывного возраста в армию идут 7 человек?Все остальные имеют по тем или иным причинам отсрочки.
В.П.: А же говорю о студентах.
А.Ф.: А я говорю обо всех.
В.П.: Так трудно договориться.
А.Ф.: Во-вторых, в той ситуации, которая сегодня есть, когда известно, что можно пойти в армию, а можно и не пойти, наверное, правильно говорить о том, что студенты, люди, которые должны заниматься творчеством, должны иметь отсрочку. Это правильно, тут есть очень много аспектов, начиная с того, что студенчество действительно самый творческий возраст и т.д. Но есть и другая сторона этой проблемы: завтра у нас только один юноша из 100 пойдет в армию и то, непонятно кто.
В.П.: Позвольте вот задать в завершении такой вопрос, ответьте«да» или «нет». Вы, вообще, в принципе имеете некий консенсус, согласие с министром обороны г-ном Ивановым в ваших рассуждениях или вы вообще на эту тему с ним еще не разговаривали?
А.Ф.: Мы обсуждаем этот вопрос. И он понимает, так же как и я, что этот вопрос не имеет простого и однозначного решения.