Национальный проект «Образование» начал приносить плоды – пока в основном моральные
Опубликовано 27 августа 2007Нацпроект «Образование» начал приносить плоды – пока в основном моральные. В материальном плане дела хуже. Некоторые победители конкурса на комплексную модернизацию образования не в состоянии освоить собственные гранты и вот-вот вылетят из конкурса. Другие не смогли подготовиться даже к 1 сентября.
Коллегия Минобрнауки подвела предварительные итоги выполнения нацпроекта «Образование» в 2007 году. Выяснилось, что большая часть его успехов относится к моральной сфере, а недостатки и недочеты укоренились в материальной.
В 2007 году выполнение нацпроекта шло сразу по 11 направлениям, рассказал в среду замглавы Рособразования Евгений Бутко. Всего на эти цели в 2006 году было выделено 29 млрд рублей, а в 2007 году – почти вдвое больше, 48,6 млрд рублей. Значительную часть этих средств (11,7 млрд) в качестве доплаты за классное руководство должны получить 900 тыс. учителей, а еще 1 млрд руб. – победители конкурса на звание «Лучший учитель».
Продолжилась финансовая поддержка инновационных школ и вузов. 3 тыс. школ-победителей распределят между собой 3 млрд руб., а еще 12 млрд (5 млрд за первый этап и 7 млрд за второй) получат вузы-инноваторы. 1,1 млрд рублей перечислен победителям конкурса инновационных техникумов и ПТУ. 6 млрд рублей запланированы на создание двух федеральных университетов (Южного в Ростове и Сибирского в Красноярске) и около 2 млрд – на создание бизнес-школ в Петербурге и в Московской области.
Однако самым масштабным стало новое направление нацпроекта «Образование» 2007 года – конкурс на комплексную модернизацию регионов.
В 2007 году его выиграл 21 регион России. В общей сложности из государственной казны на три года им выделено более 7,5 млрд рублей, большую часть которых регионы-победители уже получили. Взамен они должны полностью реформировать местную систему образования. В числе прочего победители взяли на себя обязательства ввести новую систему оплаты труда учителей, предусматривающую доплаты за качество преподавания и за внеучебную работу, а также перейти на нормативно-подушевое финансирование школы, исчисляемое в зависимости от количества школьников. Кроме того, регионы обещали ввести у себя единый госэкзамен (ЕГЭ), а также приступить к созданию государственно-общественной системы управления образованием, то есть ввести в школах полновластные советы с участием родителей.
Именно это – главное – направление и оказалось под угрозой срыва.
Как оказалось, в образовании практически нет менеджеров, способных с толком распорядиться крупными средствами, и большинство регионов-победителей не в состоянии освоить собственные многомиллионные гранты. В результате они могут лишиться и славы, и денег.
Впрочем, первый звонок о неспособности регионов с толком потратить деньги прозвенел раньше: конкурс лишь до предела обострил выявившуюся проблему. Как оказалось, ранее победитель другого конкурса нацпроекта – Дальневосточный госуниверситет – потратил весь грант на закупку современного дорогостоящего оборудования, воспользоваться которым не смог. Установить мощную аппаратуру в обветшалом университетском здании оказалось в принципе невозможным, рассказала исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Лидия Соболева.
Помимо финансовых проблем с выполнением взятых на себя обязательств по комплексной модернизации образования, регионы также столкнулись с организационными проблемами, рассказал курирующий это направление директор института «Эврика» Александр Адамский.
Около половины победителей не подготовили даже законодательной базы.
Только в 13 регионах из 21 заложена основа для введения нормативно-подушевого финансирования школы и в 16 – для перехода на новую систему оплаты труда педагогов, рассказал Адамский. Таким образом, финансово-экономическая «неподкованность» региональных «образованцев» усугубляется, как выяснилось, и организационными проблемами.
В итоге, по словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «одним из главных достижений нацпроекта стал рост доверия к нему образовательного сообщества». Что же касается материальных достижений, то они, как оказалось, гораздо слабее.
Нацпроект оказался настолько сложным для регионов, что некоторые победители конкурса регионов вскоре могут вообще сойти с дистанции, признал глава Минобрнауки.
«Ни у кого из победителей первого этапа конкурса нет гарантий участия во втором. Уже есть договоренность, что те, у кого не хватит сил на 1-й этап, участвовать во 2-м не будут. Ведь дальше будет только сложнее: участникам конкурса придется принимать непопулярные решения, и в том числе – по сокращению кадров», – предупредил министр.
Правда, у вылетевших после первого тура «никто полученных денег отнимать не будет», пообещал Фурсенко. Но тех, кто конкурс на комплексную модернизацию системы образования выиграл, а должным образом подготовиться к началу учебного года не смог, в министерстве открыто порицают. В общей сложности накануне 1 сентября 2007 года предписания пожарных с выявленными недостатками получили около четверти российских регионов, сообщил начальник министерского отдела по мобподготовке Иван Корбутов. Причем в некоторых из них к началу нового учебного года не готовы до 50% школ. Среди них – победители нацпроекта «Образование» Белгородская и Новосибирская области.
Об этом сообщает сайт gazeta.ru