Состоялась интернет-конференция на тему "Внедрение международных образовательных стандартов в ВУЗах России"
Опубликовано 28 августа 200722 августа в медиа-центре "Известий" состоялась Интернет-конференция ректора Московского института стали и сплавов Дмитрия Ливанова на тему "Внедрение международных образовательных стандартов в ВУЗах России". Предлагаем Вам полный текст Интернет-конференции.
12:34 Валентин Если изменяются стандарты и, соответственно, номенклатура специальностей, то какова судьба тех учебников и учебных пособий с грифами, которые мы разработали и издали? По ним, что, нельзя уже учить, они же не будут в полной мере соответствовать новым стандартам?
Я думаю, что хорошие учебники не устареют. Ведь учебник - это изложение тех научных концепций, результатов научных или технологических работ, которые были получены лучшими учеными и наиболее сильными коллективами. В этом смысле хороший учебник должен не зависеть от того, какая система образовательных стандартов существует в стране. С другой стороны, так как наука и технология постоянно развиваются, любые учебники требуют обновления.
12:37 Савченко Алексей А не кажется ли Вам, что недоучки (бакалавры, проучившиеся в вузе 3-4 года) вообще не будут пользоваться спросом у работодателей?
Недоучки никогда не будут пользоваться спросом у работодателей, вне зависимости от того, сколько лет они учились. Безусловно, переход на систему бакалавриат-магистратура требует четкой информации, что будет уметь делать человек, имеющий диплом бакалавра, что будет иметь человек, имеющий диплом магистра. Я считаю, что эффективность обучения в значительной степени определяется технологиями, которые используются. И за три или четыре года можно иногда подготовить человека лучше, чем за шесть лет.
12:39 владимир Скажите, пожалуйста, когда российское высшее образование будет признаваться Европой, т.е. диплом? Спасибо
Дипломы ведущих российских университетов и сегодня признаются в Европе, правда, это происходит на уровне межуниверситетских соглашений. Так, мой университет имеет такие соглашения с целым рядом ведущих европейских инженерных школ. Переход на двухуровневую систему высшего образования, безусловно, создаст больше возможностей для граждан, получивших высшее образование в России, трудоустроиться в государствах Европейского Союза. Сказать, когда именно это произойдет, сейчас трудно. Это и вопрос репутации российской образовательной системы в мире, и вопрос репутации отдельных университетов.
12:42 Елена, С-Петербург Что такое Болонский процесс?
Болонская конвенция - это открытое соглашение, к которому могут примыкать страны-участницы. Формальная сторона Болонской конвенции сводится к унификации системы оценки результатов образования и образовательных технологий. В этом смысле на сегодняшний день Болонская система существует как ориентир. И каждая из стран Европы выбирает свою траекторию и свой темп движения к этой цели. Этот темп отличается как между разными странами, так и между университетами в рамках одной страны.
12:43 Кириллов Александр Романович Бытует мнение, что конвертация российских дипломов приведет к утечке мозгов. Что Вы можете сказать по этому поводу.
'Утечка мозгов' происходила и происходит вне зависимости от участия России в Болонском соглашении. Конвертация российских дипломов приведет к более широким возможностям для людей, получивших образование в России, найти свое место на рынке труда, который сегодня в значительной степени является интернациональным.
12:47 Ольга, студентка Добрый день! Правда ли что при Болонской системе обучения у студента свободное посещение лекций и можно самому выбирать обязательные предметы?
Высшее образование в целом идет сегодня по пути повышения свободы студента в выборе своей образовательной траектории. Я считаю, что посещение лекций должно быть безусловно необязательным, поскольку знания в человека насильно 'не впихнешь'. Поскольку я сам регулярно преподаю, могу сказать, что на самой первой лекции всегда говорю студентам, что на лекции ходить не обязательно и для получения информации можно пользоваться литературой. Но обязательным является решение необходимого минимума задач, то есть самостоятельная работа. И второе замечание состоит в том, что современное образование, на мой взгляд, должно быть в максимальной степени вариативным, предоставляя возможности обучающимся для широкого выбора из разных учебных курсов. Но, безусловно, это требует высокой степени ответственности человека, который учится в университете, поскольку в противном случае выбор будет осуществляться в пользу наиболее простых, не требующих значительных усилий курсов.
12:49 Евгений Фрумкин, доцент московского ВУЗа Г-н Ливанов, скажите, а каким образом будет осуществляться государственный контроль над высшим образованием? Или теперь, при Болонской системе, качество обучения выходит из-под контроля государства?
Переход на двухуровневую систему высшего образования никак не изменит существующую систему государственного контроля. Другое дело, что сама эта система сегодня представляется не достаточно эффективной. Все вузы работают по одним и тем же государственным стандартам и формально выдают дипломы одной и той же значимости. С другой стороны, все знают, что качество образования очень сильно различается для разных вузов, поэтому, если говорить о качестве образования, то, на мой взгляд, здесь должна быть усилена роль общественных институтов самого образовательного сообщества.
12:50 Татьяна Федорова, г.Москва Что представляет из себя концепция кредитных часов, характерная для Болонского процесса? Спасибо.
Так называемые 'кредиты' или 'кредитные часы' - это зачетные единицы, выражающие трудоемкость обучения. Эта система вводится для сопоставления результатов образования, полученных в разных университетах. Условием выдачи студенту диплома, то есть свидетельством освоения им образовательной программы, является набор определенного количества таких 'кредитных часов'. Это есть определенная конвенция, достигнутая университетами европейских стран.
12:52 Зинаида Абаринова, г. Томск Что такое модульный принцип преподавания и каковы его преимущества над классическим, к которому мы все привыкли?
Традиционная классическая система высшего образования предполагает одномерное и заранее предопределенное движение студента от первого до пятого курса. Модульный принцип организации учебного процесса предполагает, что студент сам будет формировать свою образовательную траекторию, исходя из той квалификации, какую он ожидает получить в результате.
12:53 Ирина Каким образом учитывается успеваемость при Болонской системе? Как аттестовывается студент,? Остается ли пятибальная шкала при оценке знаний учащегося, в том числе при аттестации дипломной работы? Спасибо.
Оценка успеваемости в европейских дипломах практически не отличается от той, к которой мы привыкли.
12:55 Николай Программы каких высших учебных заведений России имеют сертификат совместимый с международными процедурами качества?
Я знаю, что несколько ведущих университетов России имеют сертифицированную систему управления качеством своей деятельности. В том числе в МИСиС у нас есть сертификат системы качества в области образовательной, научной и инновационной деятельности на соответствие требованиям международного стандарта ИСО9001.
12:56 Галина Насколько унифицированы выпускные документы наших вузов с европейскими?
На сегодняшний день государственная форма документа о высшем образовании (диплом) не унифицирована с европейскими документами образования. Такая унификация осуществляется самими российскими университетами. Мы, начиная уже со следующего года, будем выдавать нашим выпускникам, наряду с дипломом государственного образца, и документы об образовании европейского образца (на английском языке).
12:58 Александр Как cоотносится Болонский процесс и дистанционное обучение. Что происходит в этом плане в МИСиС?
Дистанционное обучение - это одна из возможных образовательных технологий, которая может применяться как и для обучения по система бакалавр-магистр, так и для традиционного непрерывного высшего образования.
13:00 Андрей Дьяченко Насколько для иностранных граждан и студентов доступна информация о российской системе образования? Ведь прозрачность нашей системы образования одно из условий реализации Болонского процесса в России!
Российская система высшего образования сегодня информационно закрыта. В Россию приезжает малое число иностранных студентов. Можно сказать, что российская система высшего образования сегодня не в состоянии конкурировать за иностранных студентов с системами высшего образования ведущих стран. Безусловно, одним из условий активного включения России в мировую конкуренцию на рынке образовательных услуг является информационная 'распаковка': информация о наших университетах, о преподавателях, об учебных курсах должна быть в максимальной степени открыта и доступна.
13:03 Марина Добрый день. Скажите, пожалуйста, какими преимуществами будут обладать выпускники ВуЗов (можно конкретно о вашем), которые обучались по Болонской системе?
Современные экономические условия характеризуются тем, что человеку приходится менять профессию и учиться в течение всей жизни. Целые отрасли экономики возникают и прекращают свое существование в течение нескольких лет. Уровневая система высшего образования создает возможность студентам сформировать индивидуальную образовательную траекторию. После окончания бакалавриата человек может либо пойти работать, либо поступить в магистратуру другого университета, повысив, таким образом, свою конкурентоспособность на рынке труда.
13:05 Екатерина Новикова, студентка Дмитрий Викторович, не могли бы Вы назвать ключевые принципы Болонской системы?
Если говорить коротко, то к ключевым принципам Болонской системы я бы отнес следующие. Первое - это сопоставимость результатов образования, полученного в разных университетах и в разных странах. Второе - это академическая мобильность студентов и преподавателей. И третье - это информационная открытость системы образования для ее потребителей: работодателей и студентов.
13:08 Тимур Назовите, пожалуйста, основные трудности, с которыми приходится сталкиваться российским вузам при внедрении у себя Болонской системы образования.
Безусловно, университет, который заинтересован использовать в своей работе мировые стандарты образовательной деятельности, должен приложить значительные усилия для того, чтобы реализовать эту заинтересованность. Речь идет прежде всего о серьезном пересмотре содержания образования. Важно избежать механического разделения традиционных 5 и 5,5-летних программ на двухуровневую программу бакалавриат плюс магистратура. Трудно обеспечить при этом соответствие этих программ требованиям профессиональных сообществ как в силу неготовности к этому академической среды, так и часто отсутствие интереса со стороны работодателя.
13:10 Ольга Какое участие в Болонском процессе принимают непосредственно студенты, конкретно к каким мероприятиям их подключают, какие права они имеют? Спасибо.
Я уже говорил, что ответственность студента в том случае, когда он проходит обучение в рамках уровневой системы образования, существенно повышается. Студент должен как самостоятельно формировать тот набор курсов, которые он будет прослушивать, так и осознанно делать выбор той магистровской программы, к освоению которой он приступит после окончания бакалавриата.
13:12 Ринат Хусаинов, г.Казань Дмитрий Викторович, расскажите, пожалуйста, что такое трехуровневая система высшего образования?
Болонская конвенция подразумевает три уровня высшего образования. Первый - это бакалавриат. Второй - магистратура. И третий - докторантура. В России традиционно существовали научные степени двух уровней - кандидат и доктор наук. Европейский доктор по уровню располагается где-то между этими российскими степенями.
13:15 Татьяна Шагина Расскажите о месте студента и преподавателя в Болонском процессе.
Про ответственность студентов я уже сказал, но, безусловно, переход на европейскую систему образования потребует и нового качества работы преподавателей. Качественная магистратура может функционировать только на основе серьезных научных или проектных работ. На мой взгляд, в магистратуре должны преподавать люди, которые действительно занимаются передовой наукой, управлением или политикой и имеют опыт реальных достижений в этих областях. Кроме того, студенты и преподаватели должны совместно вести разработку современных проблем и вести постоянную коммуникацию по их поводу. По моим оценкам, не более четверти российских вузов сегодня способны реализовать такие магистровские программы.
13:18 Игорь, студент, Москва Слышал, что Болонская система предполагает систему академических кредитов. Что это такое. Возможно ли получить такой кредит в России? Спасибо.
Я уже говорил, что система 'кредитов' или 'кредит-часов' - это система учета трудозатрат на обучение, необходимая для сопоставимости образовательных программ разных университетов. Видимо, в вопросе имеется в виду образовательный 'кредит', который человек может получить для оплаты образовательных услуг. Безусловно, система образовательного кредитования в России должна развиваться. И те абитуриенты, которые по результатам единого государственного экзамена не смогут получить доступ к местам в вузах, финансируемых за счет бюджета, должны иметь возможность получения недорого образовательного кредита для оплаты своего обучения.
13:24 Григорий Павлович Добрый день. Скажите пожалуйста, существует ли угроза снижения качества образования в связи с появлением значительного числа коммерческих вузов и уменьшения количества государственных вузов, имеющих бюджетное финансирование. А также ухудшение демографической ситуации, ведущей к уменьшению количества российских абитуриентов и увеличения количества абитуриентов кавказороссиян и иностранцев?
В течение последних 15 лет качество российского высшего образования, безусловно, серьезно понизилось. Возник большой спектр негосударственных вузов. С другой стороны, серьезно выросло и количество государственных вузов. В целом в России сегодня количество студентов на 10 тысяч граждан больше, чем в любой развитой стране. Высшее образование сегодня стало практически всеобщим, но существенно потеряло в качестве. Безусловно, ситуация, когда количество выпускников школ в 2010 году будет примерно в два раза меньше, чем в 2006 году, ставит российское высшее образование в очень тяжелое положение. Фактически половина наших вузов останется без студентов. Это означает, что расслоение в системе образования будет усиливаться, и значительная часть вузов прекратит свое существование. Если говорить об иностранных студентах, то я считаю приоритетной задачей и МИСиС, и российского образования в целом - активно позиционировать себя на мировом рынке образования. Экспорт образования приносит не только экономическую выгоду, но и означает экспансию культурных, технологических и социальных стандартов страны.
13:26 Мария, преподаватель Готовы ли по-вашему российские вузы к интегрировании в европейское образовательное пространство? Что делается для стимулирования труда преподавателей и совершенствования их профессионального уровня?
Российская система высшего образования очень неоднородна. У нас есть группа передовых университетов, которые по ряду направлений работают на европейском и мировом уровне.
13:30 Юрий Филимонович. Европейская система образования, представляя собой набор стандартов, поддающихся корректировке, усредняет все учебные заведения. Согласны ли вы с тем,что для России переход на стандарты Болонского процесса сопряжен с рядом угроз,так как процесс глобализации несет в себе помимо преимуществ опасность для национальных традиций?
Россия уже сегодня включена в процесс глобальной конкуренции. На наш образовательный рынок будут все активнее приходить ведущие мировые университетские центры. Наши компании с каждым годом принимают на работу все больше иностранных специалистов, получивших образование за рубежом. Если в России не возникнет конкурентоспособный сектор высшего образования, мы не сможем обеспечить инновационный рывок, о котором сегодня так много говорится. Я думаю, что российская высшая школа всегда отличалась сочетанием традиций и инновационности. Особенно сильны наши потенциальные конкурентные преимущества в сфере инженерного инновационного образования. Но если мы не научимся работать по самым высоким мировым стандартам, мы не сможем реализовать эти преимущества.
13:33 Алла Леонидовна Дмитрий Викторович, с чем связано наблюдающееся достаточно активное сопротивление присоединению к Болонскому процессу в высшей школе?
Я связываю это с неготовностью и нежеланием менять образовательные программы, часто разработанные 30-40 лет назад и утратившие свою актуальность. Кроме того, дефицитом сегодня являются современные управленцы высшего образования, которые осуществлять изменения, результаты которых станут очевидны через 5-10 лет последовательной работы.
13:35 Герасимов Максим, аспирант На какой стадии находится сейчас процесс вхождения российского образования в Болонскую систему? Ведь до намеченной даты окончания этого процесса осталось немногим больше двух лет.
Насколько я знаю, в течение уже этого года Государственная дума примет изменение в законодательство, связанное с переходом на уровневую систему высшего образования. Но, безусловно, для полной интеграции российского высшего образования в мировое необходим целый комплекс взаимосвязанных действий, реализация которых займет не один год.
13:41 Илья, студент 3-го курса МГЛУ Правда ли, что в результате присоединения к Болонскому процессу российским студентам будет проще продолжить обучение в зарубежном ВУЗе?
Да, это так. Например, человек, получивший диплом бакалавра в российском университете, сможет поступить в магистратуру другого университета (российского или зарубежного).
13:42 Виктор Оппоненты присоединения к Болонскому процессу утверждают, что в его результате обучение в магистратуре будет исключительно платным. Не могли бы Вы прокомментировать этот тезис?
Это не так. Конечно, будет существовать магистратура, финансируемая за счет федерального бюджета.
13:45 Наталья Ильинична, преподаватель Дмитрий Викторович, как по-вашему,приведет ли присоединение к Болонскому процессу к изменению содержания образования?
Содержание образования - это очень важная тема, которая достойна отдельного обсуждения. Если говорить тезисно, то в высшем образовании сегодня происходит изменение парадигмы: вместо 'загрузки знаниями' будет реализован подход формирования дееспособности. Современный человек должен быть подготовлен к будущей профессиональной деятельности и жизни в социуме.
13:46 Ирина Шишкина, г.Омск Не получится ли так, что позитивные результаты присоединения к Болонскому процессу скажутся лишь на учащихся в столичных, престижных ВУЗАх? Стоит ли ожидать каких-то благоприятных изменений студентам из "глубинки"?
У студентов из региональных вузов появится возможность поступить в магистратуру ведущих российских или зарубежных университетов, таким образом, существенно повысив свою конкурентоспособность на рынке труда.
13:50 Геннадий Семин, г.Москва Дмитрий Викторович, как Вы думаете для какого направления образования технического или гуманитарного - присоединение к Болонскому процессу принесет наиболее благоприятные результаты?
Есть мнение, что для инженерного образования система бакалавр-магистр не является оптимальной. Я с этим не согласен. В МИСиС ученый совет принял решение о полном переходе на двухуровневую систему образования. В этом году мы набрали на первый курс бакалавриата около 50 процентов студентов. А в следующем году полностью прекратим прием на непрерывные программы.
13:52 Ирина Сергеевна Не означает ли присоединение к Болонскому процессу возможности утраты вековых традиций отечественного образования?
Я считаю, что переход на мировые стандарты в образовании - это требование времени. А, кстати, одной из традиций российского образования является его адаптивность, быстрый ответ на запросы экономики и общества.
13:55 Ольга Михайловна Здравствуйте. Новая система, копирующая западную, облегчит положение за границей тех молодых россиян, которые поедут попытать счастья на западном рынке труда. При этом, однозначно ухудшит качество образования и подготовки специалистов остающихся на родине. Что выгоднее, что безопаснее, что более привлекательно для экономического развития России?
Я уже сказал, что и рынок образования, и рынок труда сегодня являются глобальными. Если российские университеты хотят быть конкурентоспособны, необходимо работать на уровне высоких мировых стандартов. Качество образования - ответственность каждого университета и его руководства.
13:57 Иван, студент Добрый день. Какие преимущества я получаю закончив магитстратуру,а не специалитет. Уезжать на Запад я не собираюсь. Спасибо
Магистратура будет готовить людей, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, к организации новых производств, к управлению проектами, к управлению технологиями и инновациями в условиях внешних изменений. Это инструмент для подготовки элиты общества, людей, обеспечивающих общественное и экономическое развитие страны.
14:01 Андрей, студент Добрый день! А зачем вообще нужно менять установленную систему образования?
Система образования - это общественный институт, которому свойственны постоянные изменения, отвечающие изменениям социальных и экономических условий. Если мы посмотрим на историю российского высшего образования, мы увидим, что это история изменений и реформ. Запрос сегодняшнего дня состоит в формировании в России конкурентоспособного высшего образования, которое обеспечивало бы и инновационное развитие экономики, и передачу культурных ценностей и традиций, и включение людей в социальную жизнь.
14:03 Носов Кирилл Дмитрий Викторович, являясь выпускником 2007 г. одного из московских ВУЗов - дипломированным инженером,- хочу отметить, что подавляющее большинство профессионального преподавательского состава скептически относится к переходу на данную систему образования. Основной причиной является отсутствие планов образовательного процесса, методических разработок и т.п. на настоящий момент. Другими словами, на практике граница между инженером и бакалавром/магистром достаточно размыта. Как Вы можете прокомментировать данную ситуацию? Спасибо.
Замечание правильное. Конечно, переход на уровневую систему высшего образования требует существенного изменения технологии и содержания образовательного процесса. Необходимо уметь объяснить и абитуриентам, и работодателям, что будет уметь человек, имеющий диплом бакалавра или магистра. Это потребует постоянной коммуникации образовательного сообщества, работодателей и студентов. Но такая работа обязательно должна быть начата.
Я хочу поблагодарить всех задавших сегодня вопросы, поскольку значительная часть из них была очень содержательная и отражающая интерес читателей к проблемам высшего образования. Надеюсь на продолжение этого разговора.
По материалам сайта Минобрнауки РФ.