Госдума в первом чтении рассмотрит проект закона об изменении государственного стандарта образования
Опубликовано 31 августа 200711 сентября Госдума в первом чтении рассмотрит проект закона об изменении госстандарта образования. С сентября заработная плата российских учителей вырастет в среднем на 15%, но не для всех одинаково. Учителей распределят на три категории, в зависимости от квалификации педагогам будет повышен оклад. А в 21 регионе-победителе в конкурсе комплексных проектов модернизации образования, проведенном Министерством образования и науки (см. номер "Газеты" от 23 августа), размер премий учителям будет отныне согласовываться с родительскими комитетами. О том, насколько педагоги готовы принять перемены, один из кураторов реформы - член Общественной палаты, ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский рассказал в интервью корреспонденту «Газеты» Анастасии Новиковой.
- Как вы полагаете, родительские комитеты смогут достойно оценить труд педагога?
- В первую очередь в трудном положении окажутся директора школ. Теперь они должны согласовывать со школьным советом размер премий для учителей. Фактически впервые в России гражданский институт (а школьный совет - это гражданский институт) повлияет на распределение бюджетных денег. Опыт показывает, что труднее всего родителям будет договориться между собой - это сейчас ключевая задача.
Другая проблема заключается в том, что в обществе усиливаются
консервативные представления об образовании. Например, многие родители считают, что освоение программы важнее, чем способность ориентироваться в информационном мире, умение общаться, экономическая и юридическая компетентность. Боюсь, такие представления могут обернуть процесс демократизации вспять.
- Насколько вырастет с сентября заработная плата учителей?
- У учителей - лидеров высшей категории - в 1,5-2 раза, за счет премий и плановых надбавок. В сумме зарплата составит 20-25 тысяч рублей. В 1,25-1,5 раза вырастет зарплата учителей среднего уровня. Приближаться к уровню лидеров должна зарплата молодых учителей. Мы проводили опросы среди студентов педвузов. И они уже сейчас понимают, что могут зарабатывать на втором году работы не 3-4 тысячи рублей, а 10-15 тысяч, задумываются над тем, чтобы идти работать в школу.
- Очевидно, что в городе люди более мобильны и спокойнее перенесут перемены. А что будет в сельских школах?
- Больше половины российских школ - сельские, там учится около 30% детей, больше половины школ не выдерживают никакой оценки с точки зрения условий благополучия. Мы создаем в сельских районах базовые школы - это крупные школы, куда детей возят на автобусах. Маленькие школы превращаются в филиалы. Очень перспективная линия - развитие социокультурных центров. Когда на селе школа становится и библиотекой, и фельдшерским пунктом, и спортивным центром одновременно, тогда там сохраняются люди. Те руководители регионов, которые из популистских соображений затягивают решение этого вопроса, обрекают целое поколение наших ребят на неконкурентоспособность на рынке труда. Вот есть указ президента о параметрах оценки деятельности региональных лидеров. Если к 2009 году останутся школы, где расходы на одного ребенка в разы больше, чем в городской, а качество образования ниже, тогда следует спросить с региональных лидеров.
- В каких регионах успешно обкатали эту систему?
- Пока ни в одном. Но есть регионы-лидеры, которые достаточно успешно внедряют нововведения, - это Тюменская и Тамбовская области. Очень мощные перемены идут в Астраханской области, выделяется Краснодарский край. Но - сложнейшая ситуация в Якутии. К 2009 году они взяли на себя обязательство учить в нормальных условиях 25% детей, значит, 75% остаются вне современных условий. Это означает, что в школах нет теплого туалета, нет центрального отопления, нет оборудованных кабинетов, не говоря о спортзале, хорошей столовой, нормальном гардеробе. В этом смысле сельские ребята проходят школу выживания, школа становится зоной риска.
Материал опубликован в "Газете" №160 от 2007-08-30г