Какие перемены, большие или маленькие, ждёт отечественное образование в новом учебном году
Опубликовано 03 сентября 20071 сентября - особенный день для всех, поскольку все мы дети и родители. Проблемы, которые несёт новый учебный год, "МН" будет обсуждать по мере их возникновения. А сегодня расскажем о новшествах для учеников разных возрастных и социальных групп - от колоний до элитных школ.
Что ждёт отечественное образование в новом учебном году
Ставшие традиционными августовские педсоветы, которые министр образования и науки Андрей Фурсенко, как правило, проводит в отдаленных географических точках, привлекают пристальное внимание экспертов и широкой публики. Ведь это последняя возможность накануне 1 сентября выяснить, какие изменения ожидаются в отечественном образовании в новом учебном году.
За прошедшие две недели министр побывал в Дагестане, Якутии, Магадане, на Камчатке и завершил серию встреч и выступлений 30 августа в Петербурге. В каждом из этих пунктов он говорил о нововведениях. Например, по его словам, уже в 2008 году начнут действовать новые образовательные стандарты, которые должны окончательно сблизить отечественное образование с Болонской системой.
"Проанализировав Болонский процесс, мы увидели, что многие вещи, которые там есть, действительно могут сделать нашу высшую школу сильнее", - пояснил свою позицию Андрей Фурсенко аудитории, собравшейся в Петропавловске-Камчатском. При этом он добавил, что в Госдуму на данный момент внесены два законопроекта - о структуре государственных образовательных стандартов и о двухуровневой системе подготовки кадров. В министерстве считают, что эти законы будут приняты уже в осеннюю парламентскую сессию. Если это произойдет, то через два года в России появятся "обязательные" бакалавры и магистры. Правда, далеко не все представители ректорского корпуса разделяют эти ожидания: в разговоре с обозревателем "МН" некоторые из них заявили, что при столь сильной оппозиции законы примут не раньше марта, если примут вообще.
Другое нововведение не за горами: с 1 сентября в школах регионов - победителей конкурса комплексных проектов модернизации образования начнет действовать новая система оплаты труда учителей. Согласно этой системе педагоги будут получать зарплату по результатам всей деятельности, а не только за количество уроков. Кроме того, оплата будет зависеть от качества преподавания, которое должны оценивать не только эксперты, но и родители школьников, и представители общественности. Школьный бюджет должен состоять из двух частей - базовой и стимулирующей. Представители органов образования регионов во время телемоста, организованного во время пребывания министра Фурсенко в Якутии, уже рапортовали: в Псковской области зарплата в школе вырастет на 25%, в Новгородской - с 1 сентября на четверть и еще на столько же с нового года, в Свердловской - уже в 2007 г. зарплата выросла более чем на 30%, а с 1 сентября ожидается ее дальнейшее увеличение.
В этом году новая система оплаты труда учителей будет введена в 21 субъекте РФ, а в 2008 г. добавят еще десять. В целом по стране, как сообщил директор департамента государственной политики в образовании Исаак Калина, с начала нового учебного года прогнозируется повышение зарплаты учителей на 15%. Однако эти радужные цифры не отражают истинного положения дел. Комплексные проекты модернизации региональных систем образования, помимо введения новой системы оплаты труда, предусматривают целый ряд мер. Среди них - переход на нормативное ("подушевое") финансирование школ, развитие региональных общеобразовательных учреждений, повышение качества образования.
Как можно "нормативно" финансировать элитные физико-математические школы, где количество учеников невелико, - к примеру, такой вопрос беспокоит математиков, которые и так находятся под постоянной угрозой исключения их предмета из ЕГЭ. Но это все-таки частная недоработка - гораздо более сильное беспокойство, причем в самом министерстве, вызывает непосредственно выполнение конкурса проектов модернизации образования. На коллегии, которая состоялась 22 августа, прямо говорилось, что конкурс находится под угрозой срыва, поскольку на местах не могут освоить выделенные министерством средства.
Замглавы Рособразования Евгений Бутко сообщил, что на эти цели в 2007 г. было выделено 48,6 млрд руб. Теперь выясняется, что большинство регионов-победителей еще даже не начали тратить выигранные гранты. На 1 августа это удалось лишь Бурятии и Якутии. Около половины победителей не готовы к реформам юридически: без соответствующей законодательной базы невозможны ни переход на новую систему оплаты учителей, ни выработка единого норматива финансирования учебных заведений. "Есть реальная угроза, что значительное число регионов не освоит средства до конца года", - вынужден был признать Евгений Бутко.
И все-таки даже при такой ситуации сам глава министерства сохраняет завидный оптимизм. В Якутии - регионе, который выиграл грант на комплексную модернизацию образовательной системы, Андрей Фурсенко говорил о глобальных вещах: "Многие считают: давайте ничего не будем менять, а просто добавим денег. Забывая, что за последнее время бюджет образовательной сферы страны ежегодно возрастает на 25%. А после этого находятся те, кто утверждает, что реформы проводятся с целью экономии. В настоящее время общественно значимые разговоры о модернизации образования политизируются. Давайте этого избегать. Давайте думать не о политике, а о том, что стране для дальнейшего экономического роста, научно-технического и промышленного скачка не хватает людей. Министерство образования во многих странах называют министерством будущего, ибо оно отвечает за самый ценный капитал страны - за человеческий капитал. И мы можем оправдать такое название".
Какое именно название в буквальном смысле будет у министерства, пока неясно. Сейчас снова, но более активно, чем прежде, обсуждается идея его разделения - отделение образования от науки. Если это произойдет, то повлечет за собой и другие перемены, о которых ни те, кто учится, ни те, кто учит, пока еще не подозревают.
Досье МН
Лариса Курнешова, первый заместитель руководителя Департамента образования столицы:
- Ответственно заверяю, все школы готовы принять учеников 1 сентября. После тщательной проверки Роспотребнадзором, МЧС, медиками, пожарными все так называемые паспорта готовности образовательного учреждения подписаны. Так что срыва учебного года в Москве не будет.
1 сентября в Москве отправятся в школу более 1 миллиона 100 тысяч школьников. В этом году мы ожидаем 73 600 первоклашек.
Часть из них пойдет в десять новых школ, которые открылись в столице. Хочется отметить, что каждая из них имеет свое "лицо" и работает по своей индивидуальной программе. Портфели первоклашек станут легче в три раза. Мы выпустили пять миллионов учебников, созданных по новой технологии, их вес меньше, чем у стандартных. По санитарным нормам первоклассник не должен в течение учебного дня носить больше 2 килограммов учебников, а старшеклассник - не больше 4,5 кг. Все учебники для столичных школьников бесплатные.
Если кто-то не придет в школу по каким-либо социальным факторам, об этом мы можем узнать только после начала учебного года.
Учащихся московских школ ждет ряд новшеств. Для старшеклассников введен новый предмет - "Экология Москвы". Обучать этому предмету будут преподаватели, специально прошедшие курсы повышения квалификации по этой теме. Факультативно во всех учебных заведениях будет введен курс "История мировых религий".
В школах Москвы продолжится внедрение карты учащегося. Она выполняет несколько функций - проездной билет, входной документ в школу, это позволяет отслеживать посещаемость, электронный дневник. Также на нее можно положить деньги для оплаты питания ребенка в школе. Сейчас такие карты действуют в 138 школах. К 2009 году предполагается внедрить их во всех образовательных учреждениях.
По материалам газеты Московские новости.