Двухуровневая система не имеет никакого смысла, если не менять самого подхода к образованию, - в нашем случае не отменив госстандарты по каждой специальности
Опубликовано 04 сентября 2007Московской школьнице Алисе Королевой всего 14 лет, она учится в обычной московской школе в 9-м классе, увлекается физикой и математикой и еще два месяца назад мечтала стать стюардессой, потому что обожает самолеты. Родители считают Алису девочкой серьезной и полностью полагаются на ее будущий выбор. Алиса тоже считает себя серьезной, поэтому и отказалась от будущего бортпроводницы и решила на самолетах не летать, но их строить. Она будет авиаинженером и уже точно знает, что для этого надо делать. С нового года Алиса попробует перевестись в какую-нибудь физико-математическую школу, потом будет усиленно заниматься, чтобы блестяще сдать ЕГЭ, поступит в МАИ, отучится там три года и непременно уедет на Запад - в берлинский Институт Гумбольта или Университет Атланты: и там и там есть очень сильные авиационные отделения.
Такие далеко идущие планы Алиса начала строить только этим летом - после того как месяц провела в английской летней школе с детьми из самых разных стран. «Они совсем другие, не как у нас в классе, - восторженно рассказывает Алиса. - Они очень рано задумываются о том, что будут делать, когда вырастут. Они продумывают, в какой стране будут учиться, где будут жить - и даже, где работать! А у нас мальчишки только компьютерные игры обсуждают, а девочки - одежду!» Насмотревшись на западных подростков, Алиса и сама захотела стать такой: умной, ответственной и легкой на подъем. И у нее вполне это может получиться - по крайней мере, все условия для этого созданы. Нынешним летом были приняты законы, которые позволят России стать полноправным участником болонского процесса по созданию единого европейского образовательного пространства. А это означает, что к 2010 г. - когда Болонская конвенция вступит в силу - традиционная отечественная система образования полностью изменится.
Это должно открыть для Алисы Королевой «окно в Европу» и позволит ей без проблем поучиться в Берлине: студенческая мобильность и возможность учиться в любом вузе общего «учебного королевства» - главные принципы новой системы. Так что у Алисы и ее сверстников - у первого поколения, родившегося уже после распада Советского Союза и с детства получившего неограниченный доступ к западной культуре, - есть реальная возможность стать первыми европейцами-россиянами.
ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Болонской конвенции вот-вот исполнится 10 лет: ее придумали в 1998 г., в 1999-м ее ратифицировали 30 стран, сейчас под ней стоят подписи представителей 45 государств. Каждый из новичков берет на себя обязательство ввести единый учебный стандарт: 12-летнее школьное образование, разделение высшего образования на две ступени и научная деятельность в аспирантуре с получением одной-единственной научной степени - доктора. Кроме того, подписантов обязывают ввести единую систему оценок - так называемые академические кредиты ECTS: за каждый семестр учащийся должен набрать определенное число баллов, которые складываются из посещения лекций и семинаров, контрольных работ и научных изысканий. Вузы, не принявшие требования Болонской конвенции, лишаются государственного финансирования и аттестации.
«Все это для того, чтобы унифицировать систему, - объясняет профессор Джузеппе Карини из Болонского университета, пропагандист единого образовательного пространства. - Чтобы, например, когда студент из какого-нибудь российского института захочет приехать к нам, ему было достаточно показать свои документы, и сразу все станет ясно: его оценки, его уровень подготовки». Необходимость в подобных правилах появилась еще в конце 1970-х гг., когда студенты стали активно путешествовать, а Европа начала свой путь к объединению. На то, чтобы договориться о точных параметрах, ушло почти 20 лет, в течение которых страны шли на уступки и потихоньку меняли свои нормы. «Нам осталось только чуть-чуть докрутить гайки», - смеется Карини.
КУРС НА СВОЙ ВКУС
России до окончательной подтяжки гаек еще далеко, но этой осенью мы вкрутим два главных болта: с 1 сентября будет введено всеобщее обязательное 11-летнее среднее образование (которое в перспективе должно стать 12-летним), а Госдума в первые недели новой сессии должна принять закон о разделении вузов на две ступени.
Абитуриентка Ярослава еще не знает, что станет одной из первых, кто это испытает на себе. Она поступает в Московский авиационный институт на факультет радиоэлектроники летательных аппаратов, хотя всегда хотела быть дизайнером. Именно она и все сегодняшние абитуриенты окажутся на третьем курсе в 2010 г., когда Россия окончательно перейдет на разделение университетского курса на трех-четырехлетний бакалавриат и одно-двухлетнюю магистратуру. Это значит, что радиоинженер Ярослава, окончив бакалавриат в МАИ, вполне сможет поступать в дизайнерскую магистратуру какого-нибудь другого вуза, российского или заграничного.
Кроме свободы выбора вуза новая система дает свободу выбора собственно курса. Сейчас студенты учатся по заранее известному расписанию, утвержденному учебной частью. Студенты бакалавриата и магистратуры составляют себе расписание сами. Один абитуриент, например, в будущем хочет работать в банке - поступив в финансовый вуз, он с чистой совестью игнорирует курс по биржевой аналитике и все силы отдает бухгалтерскому практикуму. Его сокурсник намерен в будущем попрактиковаться в каком-нибудь аукционном доме - тут ему пригодятся и стандартное искусствоведение, и несколько курсов, скажем, по экономике или пиару. Занятия совершенно необязательно выбирать на своем же факультете и по своей узкой специальности - лишь бы в сумме набиралось достаточное для перехода на следующий курс количество баллов. Если по итогам трех лет обучения студент набрал по профильным предметам нужное для поступления в магистратуру число баллов, он может продолжить образование.
«Европа таким образом честно пытается дифференцировать выпускников по двум уровням, - рассказывает профессор Дмитрий Бак, проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета. - Бакалавр - это, условно говоря, тот, кто обладает умениями для выполнения квалифицированной работы, а магистр - это тот, кто может руководить, заниматься наукой, писать проекты и так далее».
Но двухуровневая система не имеет никакого смысла, если не менять самого подхода к образованию, - в нашем случае не отменив госстандарты по каждой специальности. Сейчас, чтобы стать, скажем, филологом, студент обязан прослушать определенный набор курсов и сдать зачеты и экзамены по конкретным предметам. Тогда он и становится «специалистом». Согласно болонской модели на смену понятию «специализация» приходит так называемый набор компетенций, проще говоря, навыков и умений.
«Переход к образованию по компетенциям означает изменение вектора, - объясняет проректор по научной работе РГГУ Дмитрий Бак. - Сейчас он направлен от начала к концу: то есть в первую очередь разрабатывается стандарт, профессора преподают перечисленные в нем курсы, студент получает некую готовую сумму знаний, потом приходит в компанию и понимает, что 70% или даже 90% того, чему его учили, ему не нужно. А нужно, наоборот, еще 145% чего-то другого, чего у него никогда не было». По словам Бака, понятия «работа по специальности» больше не существует: «Ни у кого ведь в трудовой книжке не пишут, например, “филолог” - нет такой работы: человек с филологическим образованием работает редактором, ученым, педагогом, пиарщиком».
Поэтому-то европейская система гораздо более актуальна. Там нет «специалистов» - есть бакалавры и магистры в области «бизнес», «власть», «медиа», «наука», «преподавание» - с соответствующими компетенциями. Причем там их определяют независимые ассоциации работодателей. Они сообщают вузам или просто обнародуют список компетенций, необходимых, по их мнению, выпускникам для успешной работы в ведущих компаниях той или иной отрасли. «Главная задача европейской системы образования в том, чтобы через три-четыре года (в зависимости от специальности. - Newsweek) выпустить человека, уже готового к конкуренции на рынке», - подытоживает Бак.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
На российском рынке потребность в таких переменах назрела давно: для карьеры дорог каждый год. Татьяна Ананьева, руководитель департамента по набору молодых специалистов кадровой компании «Агентство Контакт», уверена: чем позже человек включается в рабочий процесс, тем менее успешен он будет. «Сегодняшняя тенденция - очень серьезное омоложение бизнеса, - рассказывает Ананьева. - Бизнес заинтересован не в том, чтобы человек как можно дольше оставался на студенческой скамье и получал кучу образований, а в том, чтобы он как можно раньше начинал работать и встраиваться в логику компании».
В этом болонская система, конечно же, удобнее нашего традиционного образования. Она позволит большему количеству людей раньше заниматься делом. По данным Минобразования, в России учатся и одновременно работают почти 50% студентов. Так что система даст возможность не очень заинтересованным в академической карьере третьекурсникам спокойно идти работать - не отпрашиваясь пару раз в неделю на семинары, которые «уж совсем нельзя пропускать», и не готовясь по ночам к сессиям в ущерб службе.
Игорь Кованов, управляющий партнер инвестиционной компании Falcon Advisers, жалеет, что в свое время не воспользовался такой же возможностью. Он окончил традиционную пятилетку в Высшей школе экономики и получил «специалиста», но считает, что нужно было получать бакалавра и уходить после четвертого курса (в ВШЭ много лет идет эксперимент по внедрению двухуровневой системы). «На Западе в магистратуру идут те, кто хочет заниматься наукой, - если тебе не нужна Нобелевская премия, туда идти незачем, - говорит Кованов. - Но в России другое мышление - у нас много вечных студентов. Они вроде как отличники, и перед ними даже выбор не стоит: конечно же, надо идти учиться дальше!» По словам Игоря, он тоже хорошо учился и сначала «поддался стадному чувству», но, к счастью, вовремя спохватился и пошел работать. Это было пять лет назад. А год назад Игорь встретил одногруппника, окончившего тем временем магистратуру за рубежом. «Он круглый отличник с кучей дипломов и начал работать в той же области, что и я, - рассказывает Игорь. - Но на позиции, которая не просто ниже, а настолько ниже, что я уже и не вспомню, когда сам работал на такой!»
Сам Кованов приглашает соискателей из тех вузов, где, как считает, дают хорошее образование, и устраивает им жесткое тестирование. Хороший вуз - это тот, где «учат учиться и быстро воспринимать информацию»; и если тебя этому за четыре года не научили, так и за пять, и за шесть не научат, убежден Игорь. При равных результатах тестирования он всегда отдает предпочтение человеку с опытом работы перед человеком с лишней степенью: «Учить меньше надо».
ВОПРОС ПРЕСТИЖА
Единой Европе нужен единый рынок труда, и ничто не способствует его созданию лучше, чем унифицированные дипломы. Одна из главных задач всего болонского процесса - взаимное признание документов о высшем образовании, которое позволит без дополнительных аттестаций рассылать свои резюме в немецкие компании англичанину, в итальянские концерны - шведу и в испанские банки - французу.
Известно, что, скажем, российские программисты пользуются бешеным спросом на Западе и западный работодатель уже привык воспринимать соответствующий русский диплом как иероглиф - понять это невозможно, но опыт заставляет просто поверить. А вот нашему доктору медицинских наук или любому гуманитарию в Европе нужно пройти сложную процедуру подтверждения всех своих степеней, начиная с обычного диплома о высшем образовании.
Сейчас российские дипломы признают только страны СНГ и страны бывшего соцлагеря, да и то, как правило, только номинально - по документам, оставшимся с советских времен. В 2002 г. из договора о взаимном признании документов об образовании вышла Чехия, в 2003-м - Эстония.
Правда, то, что с 2010 г. наши дипломы начнут признавать по всей Европе, еще не означает, что на российских выпускников посыплются приглашения о работе в западных компаниях. «Престиж вуза еще никто не отменял, - говорит Элеонор Сисли из лондонского кадрового онлайн-агентства Londonjobs. (В этом году МГУ занял 76-е место в мировом рейтинге и 23-е в европейском. - Newsweek.) - Так что на то, чтобы европейцы привыкли к русским документам, все равно понадобится какое-то время». По ее словам, чтобы получить массовое признание за рубежом, на первых порах россиянам придется как можно больше ездить на стажировки и курсы проходить именно в западных вузах. Это позволит нашим студентам добирать необходимые для работы в Европе «компетенции».
ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ
Сейчас так поступают студенты из стран Восточной Европы, которые хоть и присоединились к конвенции в начале 2000-х гг., но часто находятся приблизительно на том же переходном этапе, что и Россия. Эти страны унаследовали советскую систему образования - с теми же «специалистами», вузами-пятилетками и фундаментальными курсами. После распада соцлагеря только особенно прогрессивные вузы предлагали своим студентам самостоятельный выбор части предметов или программы по обмену студентами и стажировки. Только в Чехии с ее самым европеизированным среди соцстран образованием переход на болонскую систему фактически закончен. Здешние студенты проводят едва ли не половину семестров за рубежом - обычно в Германии, куда они потом и пытаются устроиться на работу.
«Мы легко пережили переходный период, - рассказывает Франтишек Вейражка, вице-ректор Чешского технического университета в Праге. - И студенты рвались в Западную Европу, и преподавателям хотелось войти в когорту европейской профессуры».
Страны, менее интегрированные в Европу, вроде Сербии или Болгарии, в принципе идут по чешскому пути. Но они столкнулись с проблемой, которая наверняка коснется и России: иностранный язык. В Чехии и Польше 80% молодежи свободно говорят на английском, около 45–50% знают немецкий - им достаточно школьного образования, чтобы ехать в Европу и спокойно изъясняться, общаться и слушать лекции. Российское школьное образование такого знания языка не дает. Да и в вузах обучение языкам обычно оставляет желать лучшего. В той же Сербии эту проблему вынуждены решать сами студенты: они устраиваются на курсы, находят себе репетиторов или посещают специальные платные занятия при зарубежных культурных центрах вроде немецкого Института Гёте или испанского Института Сервантеса.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ
Российская профессорская среда в большинстве своем не готова к болонской революции: она не любит работающих студентов-платников и не хочет отказываться от привычной системы образования. К примеру, ректор МГУ Виктор Садовничий неоднократно высказывался против принятия болонской системы. Помимо того что Садовничий рассматривает образование скорее как область культуры, чем как область экономики, даже с прагматической точки зрения, по мнению ректора, за 3–4 года, отпущенные на бакалавриат, большинство российских вузов не успеют выучить квалифицированных специалистов. Этого мнения придерживаются и некоторые западные вузы. Например, в Санкт-Галленском университете в Швейцарии, который первым в Европе перешел на новую систему, большинство профессоров и доцентов открыто говорят, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. По мнению преподавателей, «познание сведено к охоте за баллами».
Доктор социологических наук Елена Мирская, занимающаяся социологией науки в РАН, считает, что болонская модель, может, и хороша, но не в нашей действительности. «На Западе вся жизнь другая: они по-другому учатся и начинают планировать свою жизнь уже на уровне 9–10-го класса. То есть у них нацеливаются кто на дальнейшее образование, кто на практику в среднем гораздо раньше, чем у нас, - уверена Мирская. - Но у нас другие установки, мы все равно будем считать бакалавров дипломированными неучами».
То, что бакалавриат некоторое время будет считаться этаким «недообразованием», признают и профессора, и рекрутеры. Но последние уверены, что это просто вопрос времени. Мол, плюсов у этой системы гораздо больше, чем минусов, и когда общество к такой структуре привыкнет, то и отношение к бакалавриату изменится.
Пока же нынешние студенты предпочитают традиционную пятилетку. «Мы - абитуриенты старой закалки», - говорит Аня, поступающая в Московский государственный педагогический университет на факультет социальной психологии. У Ани нет сомнений, что она получит образование в максимальном объеме и по окончании университета будет работать по специальности. Правда, работу Аня собирается искать уже во время учебы: скорее всего, клерком в банке.
Альтернатива
КТО Б В РАБОЧИЕ ПОШЕЛ?
Бороться с дефицитом рабочих собираются, открывая новые ПТУ. Но непонятно - кто будет в них учиться?
У будущего рабочего класса еще есть время подумать, куда бы пойти учиться: в российских техникумах и профучилищах учебный год по традиции начнется только в октябре. А тем, кто 1 сентября идет в 9-й класс, но уже точно знает, что еще три года в стенах школы не протянет, уже сейчас пора присматриваться к новому учебному заведению: хочешь не хочешь, а все 11 лет отучиться придется. Что из этого выйдет, пока непонятно. Одни предрекают техникумам новую жизнь, мол, сейчас туда ломанутся все, кому опостылела школьная парта, и конкурсы на поступление будут выше, чем в институтах. Другие же считают, что обязательная 11-летка окончательно похоронила российское профобразование. Директора училищ, техникумов и колледжей уже на всякий случай бьют тревогу: у них и так-то в последние годы народу катастрофически не хватает. По данным Минобразования, в 2006 г. из более чем 1,5 млн девятиклассников в техникумы и училища пошли только 600 000, то есть чуть больше 30%. Еще 5 лет назад профессиональное образование выбирали до 40% выпускников, а в последние советские годы - и вовсе под 80%. Дефицит квалифицированных рабочих кадров особенно остро ощущается в Москве, где обязательное 11-летнее образование введено с 2005 года. Зачем идти в ПТУ, если можно окончить школу и поступить в какой-никакой, но вуз: теоретически такая возможность теперь появится даже у самых отъявленных двоечников и прогульщиков - отчислить из школы их не могут, ЕГЭ все равно придется сдавать, а там, глядишь, и наберешь баллы на какой-нибудь пединститут в области. Как показало новейшее исследование Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, наличие корочки ПТУ дает максимум плюс 6% к зарплате, высшее же образование тем временем значительно увеличивает заработки независимо от того, где человек трудится. «Пусть хоть 1000 новых училищ откроется. При экономических преимуществах, которые обещает наличие высшего образования, наивно рассчитывать на то, что молодые люди добровольно пойдут в училища, - говорит директор центра Владимир Гимпельсон. - Да и само качество образования в ПТУ у нас на крайне низком уровне». Москва все же собирается бороться с дефицитом рабочих именно созданием новых ПТУ. Лужков пообещал, что в ближайшее время число столичных училищ возрастет с 80 до 300. Правда, кто там будет учиться, так и неясно: большинство россиян теперь считают обучение в профтехучилище «унизительным». Как показал июньский опрос ФОМа, так думают 75% жителей больших городов и 76% людей в возрасте от 18 до 35 лет по всей России. Каждый второй россиянин считает, что училище - «удел подростков, которым не хватает знаний или способностей для поступления в вуз». Для 40% россиян перспектива того, что их собственное чадо будет учиться в ПТУ, неприемлема. В ответах на вопрос «почему?» - «слабый уровень преподавания», «группировки всякие», «плохой контингент», «драки, пьянство и наркотики». Особенно россиян волнует то, что после ПТУ, по их мнению, устроиться на работу фактически невозможно - «не берут даже в слесари и охранники». ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО
ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ, НА ДРУГОЙ ПЛАНЕТЕ
Простейший способ поучиться за рубежом – программы студенческого обмена между российскими и зарубежными вузами. Такую возможность, как правило, получают студенты, начиная с 3-го курса. Для этого необходимо сдать языковой тест и пройти интервью, в ходе которого нужно мотивировать свой интерес к выбранной программе. Оплачивает обучение и проживание принимающая сторона, однако многие иностранные студенты идут работать – на карманные расходы. Остаться «просто так» после обмена нельзя, но студенты подают документы на другие стипендии, позволяющие завершить обучение в иностранном вузе и поступить там в аспирантуру.
Условия и возможности поступления и обучения
Страны
Вуз (бакалавриат, во Франции – лицензиат)
Магистратура (данные на основе государственных магистерских программ)
Аспирантура, докторантура
Необходимые документы
США
Аттестат о среднем образовании с высокими оценками. По усмотрению вуза – SAT (Scholastic Aptitude Test – тест способностей к обучению; бывает двух видов: общий и предметный) или ACT (American College Testing Programm)
Степень бакалавра или диплом о российском высшем образовании, резюме, рекомендации с места работы и учебы, квалификационные экзамены в зависимости от специальности: GMAT, GRE и другие
Степень магистра, резюме, рекомендации с места работы и учебы, квалификационные экзамены в зависимости от специальности: GMAT, GRE и другие
Великобритания
А-level (по итогам учебы в школе, 2 года) или Foundation (1 год, принимают не все вузы) или справка об обучении в течение 2 лет в вузе России
Степень бакалавра или диплом российского вуза, стаж работы от двух лет
Степень магистра, квалификационные экзамены по специальности
Германия
Аттестат, равнозначный немецкому Abitur, или сдача экзамена Feststellungspruefung после курсов Studienkolleg (1 год). Либо справка об обучении в течение 2 лет в профильном вузе в России
Степень бакалавра или диплом о высшем образовании российского вуза. На усмотрение вуза: экзамены по основным предметам, германские вузовские выпускные экзамены
Степень магистра квалификационные экзамены по специальности, необходимо заручиться кураторством научного руководителя
Франция
Справка из российского вуза по окончании 1–2-го курса об успеваемости и прослушанных дисциплинах с нотариально заверенным переводом либо собеседование на «соответствие профессиональным навыкам» (правила устанавливает вуз)
Степень лицензиата (L3) или образование не ниже 4-го курса российского вуза. Дополнительно возможно собеседование
Степень магистра (M2) по научному направлению или диплом о высшем образовании России по специальности, если заручиться кураторством научного руководителя
Оплата
США
За рассмотрение документов: $40–200.
Стоимость обучения зависит от вуза и выбранной специальности: $3000–50 000 в год
Великобритания
Зависит от вуза и выбранной специальности:
базовые программы (бакалавриат): £4000–12 000 в год;
гуманитарные науки: £7000–9000;
естественные: £7500–12 000;
мед. программы: £10 000–21 000;
программы в области делового администрирования (MBA): £4000–£30 000
Германия
Образование бесплатное.
От €50 – оплата услуг системы «Уни-Ассист» (некоторые вузы принимают документы только через нее).
Регистрационный взнос: в среднем €500.
Оплата за проживание, питание, учебные пособия, медстраховку
Франция
Образование бесплатное.
Регистрационный взнос: €400–1000.
Взнос за социальное страхование: €180 в год.
Оплата за проживание в общежитии (€150–750), питание, учебные пособия, медстраховки
Платное обучение.
«Высшие школы» (частные и государственные): €4000–12 000
Основные стипендии и бесплатные программы
(на конкурсной основе)
Есть универсальные: Фонд Форда, Фонд Конрада Аденауэра, программа «Эразмус Мундус». Обычно при подаче на грант требуются также: заявление с мотивацией, заверенные копии аттестатов и дипломов, рекомендательные письма, для аспирантов – опыт работы по специальности и приглашение от зарубежного вуза
США
Студенты, показывающие лучшие результаты, могут претендовать на финансовую помощь вуза или частных фондов
Программа американского Совета по международным исследованиям и обменам IREX имени Эдмунда Маски (11 избранных специальностей, в т. ч. бизнес, экономика, международные отношения, журналистика, юриспруденция, госуправление и др.)
Великобритания
270 различных организаций (учебных, благотворительных, профессиональных) предоставляют возможность получения стипендий, полностью или частично покрывающих расходы
Программа Chevening Британского совета (9 избранных направлений, в т.ч. политология, госуправление, международные отношения, инновации, глобальное изменение климата, журналистика и др.)
Германия
Предусмотрены правительственные стипендии для иностранных студентов, полностью или частично покрывающие расходы на проживание
Программа Германской службы академического обмена DAAD (все специальности)
Франция
Предусмотрены правительственные стипендии для иностранных студентов, полностью или частично покрывающие расходы на проживание
Много правительственных стипендий, общий бюджет которых только на Россию – €1 млн в год (в т. ч. стипендия на обучуение, программы Pont Neuf, Eiffel, Copernic)
Правительственная стипендия для подготовки диссертаций с оплатой расходов на 3 года
Языковой минимум
США
TOFEL - в среднем от 100 баллов (из 120)
Великобритания
IELTS - от 5,5 балла
IELTS - от 6,5 балла
Германия
Сдача экзамена по немецкому языку для иностранных соискателей (DSH), уровень знания – минимум Mittelstufe I
Сдача экзамена по немецкому языку для иностранных соискателей (DSH), уровень устанавливает вуз
Франция
DELF/DALF или TCF-U на уровне B2
DELF/DALF на уровне C1
DELF/DALF, уровень устанавливает вуз, приветствуется знание английского языка
Условия и возможности поступления и обучения |
Страны |
Вуз (бакалавриат, во Франции – лицензиат) |
Магистратура (данные на основе государственных магистерских программ) |
Аспирантура, докторантура |
Необходимые документы |
США |
Аттестат о среднем образовании с высокими оценками. По усмотрению вуза – SAT (Scholastic Aptitude Test – тест способностей к обучению; бывает двух видов: общий и предметный) или ACT (American College Testing Programm) |
Степень бакалавра или диплом о российском высшем образовании, резюме, рекомендации с места работы и учебы, квалификационные экзамены в зависимости от специальности: GMAT, GRE и другие |
Степень магистра, резюме, рекомендации с места работы и учебы, квалификационные экзамены в зависимости от специальности: GMAT, GRE и другие |
Великобритания |
А-level (по итогам учебы в школе, 2 года) или Foundation (1 год, принимают не все вузы) или справка об обучении в течение 2 лет в вузе России |
Степень бакалавра или диплом российского вуза, стаж работы от двух лет |
Степень магистра, квалификационные экзамены по специальности | |
Германия |
Аттестат, равнозначный немецкому Abitur, или сдача экзамена Feststellungspruefung после курсов Studienkolleg (1 год). Либо справка об обучении в течение 2 лет в профильном вузе в России |
Степень бакалавра или диплом о высшем образовании российского вуза. На усмотрение вуза: экзамены по основным предметам, германские вузовские выпускные экзамены |
Степень магистра квалификационные экзамены по специальности, необходимо заручиться кураторством научного руководителя | |
Франция |
Справка из российского вуза по окончании 1–2-го курса об успеваемости и прослушанных дисциплинах с нотариально заверенным переводом либо собеседование на «соответствие профессиональным навыкам» (правила устанавливает вуз) |
Степень лицензиата (L3) или образование не ниже 4-го курса российского вуза. Дополнительно возможно собеседование
|
Степень магистра (M2) по научному направлению или диплом о высшем образовании России по специальности, если заручиться кураторством научного руководителя
| |
Оплата |
США |
За рассмотрение документов: $40–200. Стоимость обучения зависит от вуза и выбранной специальности: $3000–50 000 в год
| ||
Великобритания
|
Зависит от вуза и выбранной специальности: базовые программы (бакалавриат): £4000–12 000 в год; гуманитарные науки: £7000–9000; естественные: £7500–12 000; мед. программы: £10 000–21 000; программы в области делового администрирования (MBA): £4000–£30 000 | |||
Германия |
Образование бесплатное. От €50 – оплата услуг системы «Уни-Ассист» (некоторые вузы принимают документы только через нее). Регистрационный взнос: в среднем €500. Оплата за проживание, питание, учебные пособия, медстраховку | |||
Франция |
Образование бесплатное. Регистрационный взнос: €400–1000. Взнос за социальное страхование: €180 в год. Оплата за проживание в общежитии (€150–750), питание, учебные пособия, медстраховки
Платное обучение. «Высшие школы» (частные и государственные): €4000–12 000
| |||
Основные стипендии и бесплатные программы (на конкурсной основе)
Есть универсальные: Фонд Форда, Фонд Конрада Аденауэра, программа «Эразмус Мундус». Обычно при подаче на грант требуются также: заявление с мотивацией, заверенные копии аттестатов и дипломов, рекомендательные письма, для аспирантов – опыт работы по специальности и приглашение от зарубежного вуза |
США |
Студенты, показывающие лучшие результаты, могут претендовать на финансовую помощь вуза или частных фондов |
Программа американского Совета по международным исследованиям и обменам IREX имени Эдмунда Маски (11 избранных специальностей, в т. ч. бизнес, экономика, международные отношения, журналистика, юриспруденция, госуправление и др.) | |
Великобритания |
270 различных организаций (учебных, благотворительных, профессиональных) предоставляют возможность получения стипендий, полностью или частично покрывающих расходы |
Программа Chevening Британского совета (9 избранных направлений, в т.ч. политология, госуправление, международные отношения, инновации, глобальное изменение климата, журналистика и др.) | ||
Германия |
Предусмотрены правительственные стипендии для иностранных студентов, полностью или частично покрывающие расходы на проживание |
Программа Германской службы академического обмена DAAD (все специальности) | ||
Франция |
Предусмотрены правительственные стипендии для иностранных студентов, полностью или частично покрывающие расходы на проживание |
Много правительственных стипендий, общий бюджет которых только на Россию – €1 млн в год (в т. ч. стипендия на обучуение, программы Pont Neuf, Eiffel, Copernic) |
Правительственная стипендия для подготовки диссертаций с оплатой расходов на 3 года | |
Языковой минимум |
США |
TOFEL - в среднем от 100 баллов (из 120) | ||
Великобритания |
IELTS - от 5,5 балла |
IELTS - от 6,5 балла | ||
Германия |
Сдача экзамена по немецкому языку для иностранных соискателей (DSH), уровень знания – минимум Mittelstufe I |
Сдача экзамена по немецкому языку для иностранных соискателей (DSH), уровень устанавливает вуз | ||
Франция |
DELF/DALF или TCF-U на уровне B2 |
DELF/DALF на уровне C1 |
DELF/DALF, уровень устанавливает вуз, приветствуется знание английского языка |
По материалам бюро «КампюсФранс» в Москве, представительства IREX, Британского совета, журнала «Куда пойти учиться?».