О правовом регулировании отношений студентов-работников и их работодателей рассказывает юрист Марина Гордеева
Опубликовано 06 сентября 2007Отношения преподавателей и студентов не всегда ограничены рамками учебного процесса. Достаточно распространена ситуация, когда молодежь подрабатывает в своем же вузе. О правовом регулировании отношений студентов-работников и их работодателей рассказывает юрист Марина Гордеева.
Сейчас редкая научная лаборатория не имеет в своём штате студентов. Причём в последнее время совмещать работу и учёбу стремятся не только «вечерники» и «заочники», но и «дневники». Приём на работу студента — это своеобразный компромисс как для работодателя, так и для работника. Риск невозвращения сотрудника-студента после сдачи сессии компенсируется предлагаемой ему относительно невысокой в сравнении с другими дипломированными специалистами заработной платой.
Оформление на работу
Приём на работу студентов требует документального оформления в соответствии с Трудовым кодексом (ТК РФ). Статья 59 ТК РФ предусматривает приём лиц, обучающихся на дневной форме обучения, путём заключения срочного трудового договора, срок действия которого не может превышать пяти лет. Как правило, работодатель заключает договоры на короткий срок, привязанный ко времени окончания обучения или итоговой сессии студента. ...не бойтесь документировать трудовые отношения, наоборот, стремитесь формализовать их. Закрепив устные договоренностина бумаге, вы сможете избежать проблем в будущем Если по истечении срока действия договора ни одна из сторон не потребовала его расторжения и работник продолжает трудиться на предприятии, договор считается заключённым на неопределенный срок.
Трудовой договор со студентом может быть заключён как на неполный, так и на полный рабочий день. В случае частичной занятости работник официально теряет в заработной плате в связи с сокращением рабочего времени, но при этом он застрахован от дисциплинарного воздействия со стороны работодателя. Это важно учитывать, заключая договор со студентами, которые могут отсутствовать на рабочем месте из-за учёбы. С другой стороны, договор, предусматривающий частичную занятость, может быть удобен работодателю, например, в случае проверок со стороны государственных органов, курирующих трудовые отношения в организации, ведь формально, отсутствие на рабочем месте может считаться прогулом.
На практике достаточно часто ни студент-работник не заинтересован в уменьшении заработной платы, ни работодатель не хочет иметь пробелы в штатном расписании. Поэтому чаще со студентами заключают все же трудовой договор на полный рабочий день, компенсируя риск увольнения за прогул более высокой зарплатой.
Отпуск
Студенты-очники имеют право на получение дополнительного (учебного) отпуска, который правда намного уступает гарантиям, предоставляемым вечерникам и заочникам. В соответствии со ст.173 ТК РФ очникам предоставляется 15 календарных дней для подготовки к сессии, четыре месяца для подготовки и защиты диплома один месяц для сдачи государственных экзаменов. Заочникам предоставляется для сдачи сессии отпуск от 40 до 50 дней в зависимости от курса обучения. При этом работодатель не оплачивает учебный отпуск студентам дневной формы обучения, а для очников и вечерников аналогичный отпуск является оплачиваемым.
Для получения студентом-очником отпуска предусмотрены следующие условия:
у студента это должно быть первое высшее образование;
учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию;
студент должен успешно учиться (т.е. не иметь задолженностей по учёбе).
В качестве подтверждения успешной успеваемости и права на получение учебного отпуска работник должен принести работодателю справку из своего учебного заведения. Форма такой справки утверждена Приказом Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. N 2057 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию».
На практике обычно работодатель не заинтересован в столь продолжительном отсутствии работника, а работник не хочет афишировать в деканате факт совмещения работы с учёбой. В этом случае стороны нередко ограничиваются устными договорённостями о кратковременном отсутствии с компенсацией выполнения работы в выходные дни или вечерние часы. Однако этот вариант достаточно рискован и для работника, и для работодателя. Во-первых, если возникнет спорная ситуация, устные договоренности подтвердить будет достаточно сложно. Во-вторых, сверхурочная или работа в выходные дни допускается только в особо оговоренных в законе случаях.
Более грамотным с юридической точки зрения будет другой вариант. Либо работник должен написать заявление об отпуске за свой счёт (пусть и не на 15 дней, а на тот срок, который устроит обе стороны) и получить разрешительную визу работодателя. Либо же он может потратить на сдачу экзаменов часть своего ежегодного оплачиваемого отпуска, опять же по предварительному согласованию с работодателем.
В заключение хотелось бы дать совет студентам: не бойтесь документировать отношения, наоборот, стремитесь формализовать их. Сразу же настаивая на письменном закреплении тех или иных устных договоренностей, вы продемонстрируете свою компетентность и сможете избежать проблем в будущем. Помните, что любой работодатель в первую очередь замотивирован на получение прибыли, и «человеческий фактор» в спорной ситуации может отступить на второй план.
Источник материала центр "Открытая экономика".