Поволжский Образовательный Портал

Фурсенко, Волков и Ливанов решили представить публике свое видение основных направлений развития системы высшего образования

Опубликовано 11 сентября 2007

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков и ректор ГТУ «Московский институт стали и сплавов» Дмитрий Ливанов решили представить публике свое видение основных направлений развития системы высшего образования. Статья «Высшее образование: повестка 2008-2016» за подписью сразу трех именитых авторов вышла в журнале «Эксперт». Мы приводим короткое изложение этого материала

За последние годы удалось серьёзно улучшить ресурсное обеспечение высшего образования: финансирование только из средств федерального бюджета выросло почти в два раза: с 71,8 миллиардов рублей в 2004 году до 161,7 миллиардов в 2006-м. При этом за счёт других источников, главным образом средств семей, поступают вполне сопоставимые средства.

Впервые за долгие годы удалось запустить федеральную программу поддержки ведущих вузов страны: инвестиции в размере 37 миллиардов рублей в рамках нацпроекта «Образование» получили 57 вузов. Единый госэкзамен стал полностью легитимным. После продолжительных дискуссий начался переход на двухуровневую структуру высшего образования: бакалавриат и магистратуру. Наконец, результатом совместных усилий явилось движение в сторону открытости системы образования: сегодня участие работодателей, социальных институтов в оценке и развитии образовательных программ закреплено на законодательном уровне.

Однако реформирование системы высшего образования не может на этом закончиться: у России нет 15-20 лет на неспешное завершение начатых преобразований.

Вызовы и тренды

Увеличивающийся разрыв между качеством образования и ростом требований к компетенциям персонала — специфика мирового образования. Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, — есть глобальный кризис сферы высшего образования.В России самая высокая в мире численность студентов: в 2005 году на каждые 10 тысяч жителей приходилось 495 студентов, далее следуют США (445), Германия (240), Великобритания (276) и Япония (233)

Этот кризис разворачивается на фоне нескольких общемировых тенденций.

Растёт массовость образования. В России в 2005 году на каждые 10 тысяч жителей приходилось 495 студентов, в США — 445, в Германии — 240, Великобритании — 276, Японии — 233. При этом содержание учебных курсов составляют упрощённые копии зачастую устаревших экономических, социальных, естественнонаучных или технических концепций.

Вторая тенденция — коммерциализация образования. К концу прошлого века сформировалась целая отрасль мирового хозяйства — международный рынок образовательных услуг с ежегодным объёмом продаж в несколько десятков миллиардов долларов и объёмом потребителей в несколько миллионов студентов. По оценкам ВТО, ёмкость мирового рынка образования 50-60 миллиардов долларов. Устойчивый лидер — США, контролирующие почти четверть мирового финансового образовательного оборота. На втором месте — Великобритания с 15%, далее Германия и Франция — с 10%. Завершают лидерский список Австралия, Канада и Испания, освоившие по 7-8% рынка. Скромное место России в этом ряду (десятые доли процента) — одно из свидетельств низкой конкурентоспособности нашего высшего образования.

Третий фактор — информационная трансформация. Развитие цифровых технологий и средств интернета привело к тому, что содержание образования вообще и содержание предметного знания в частности уже не являются уникальной собственностью конкретного профессора, а теперь и конкретного вуза. Необходимо пересматривать формы доставки и оценки знаний в учебном процессе.

Ситуация России, кроме описанных выше трендов, характеризуется особыми тенденциями. Демографический спад в наибольшей степени затронул среднюю школу: за последние 10 лет количество учеников уменьшилось с 22 до 14 миллионов. А к 2010 году число абитуриентов сократится вдвое по сравнению с 2006-м. Характерным для российского высшего образования является и значительный возраст профессорско-преподавательского состава вузов: 38,6% из них — старше 65 лет.

На что ориентироваться

За ближайшие 7-10 лет необходимо достичь следующих показателей:

Доля российских вузов на мировом рынке образования должна вырасти до 10%. В денежном выражении это означает, что годовой доход от обучения иностранных студентов в российских вузах должен составить не менее 5 миллиардов долларов США (сегодня численность иностранцев не превышает 1% от общего числа студентов, что обеспечивает годовой доход порядка 100 миллионов долларов).

Годовой доход профессуры в ведущих университетах России должен сравниться с доходами коллег в высокоразвитых государствах (в Европе это 60-80 тысяч долларов в год, в США — 80-120 тысяч).

Финансирование сферы высшего образования должно осуществляться за счёт реального сектора экономики в объёме не менее 25% (сейчас это около 5%). Речь идёт о целевой подготовке специалистов, финансировании конкретных программ, фондах целевого капитала и т.д.

Доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов должна составить не менее 25%. Только в единстве с реальными научными исследованиями может осуществляться подготовка высококлассных специалистов, адекватных современной жизни. Не могут считаться полноценными профессорами и преподавателями те, кто не ведёт собственную исследовательскую работу.

Ближайшие структурные шаги

Стратегически реформирование образования предполагает действия в трёх измерениях: структурном, институциональном и содержательном. В рамках структурной реформы проводится отбор лучших инновационных программ развития вузов. В результате структурных и институциональных реформ появятся вузы без студентов. Недопущение к учёбе функционально неграмотных студентов и нежелание студентов учиться в откровенно слабых вузах приведут к необходимости санации вузов, например, путём присоединения к сильным вузам на этой же территории.Следующий шаг — создание 8-10 новых научно-образовательных кластеров за счёт «пересборки» существующих научных и образовательных структур. Эти кластеры призваны вести образовательную и научно-технологическую деятельность мирового уровня, став научными центрами и интеллектуальными резервуарами для оснащения кадрами и технологиями всех сфер жизни страны. Речь идёт о том, чтобы через механизмы конкурсного финансирования усилить тех, кто готов работать на переднем крае, обеспечивая при этом продвижение к новому качеству и всей системы образования в целом.

Институциональные шаги

Институциональная реформа, в отличие от структурной, предполагает изменение правил поведения для всех игроков. Основная цель: добиться того, чтобы доступ вузов к ресурсам был жёстко связан с предъявляемыми результатами образования. В связи с этим необходимо перейти от сметного к нормативно-подушевому финансированию, что позволит запустить прозрачный механизм конкуренции вузов за талантливых выпускников школ. Это реально, если на основе ЕГЭ будут определяться те, кто получает доступ к бюджетным средствам, и те, кто по уровню своей грамотности не может получать высшее образование ни в какой форме (по последним результатам ЕГЭ, 20-30% выпускников школ являются функционально неграмотными).

Переход к нормативно-подушевому финансированию стимулирует мобильность, однако без поддержки победителей олимпиад и творческих конкурсов, нельзя рассчитывать, что талантливые, но малоимущие выпускники попадут в престижные вузы Строительство современных общежитий, формирование толерантности по отношению к приезжающим, переход на кредитно-модульную организацию учебных программ — это необходимые компоненты как внутренней, так и внешней мобильности.

После вступления в силу законодательства об уровнях высшего образования магистратура должна быть сосредоточена в университетах, активно ведущих исследовательскую или проектную деятельность и обеспечивающих высокое качество. Таких университетов, по нашей оценке, не более 25% от общего числа российских вузов.При переходе на бакалавриат и магистратуру есть риск механического разделения вузами существующих программ подготовки специалистов на два этапа: 4 + 2 года. Чтобы этого избежать, вновь вводимые образовательные стандарты должны соответствовать требованиям профессиональных сообществ, а, следовательно, разрабатываться с их участием и, как минимум, не уступать современному международному уровню.

Среди прочих рисков отмечается небольшое количество менеджеров образования, готовых взять на себя ответственность, играть в «длинную игру», поскольку результаты изменений будут заметны лишь через 5-10 лет последовательной, кропотливой и зачастую непопулярной работы.

Смена парадигмы

На повестке дня стоит вопрос о смене парадигмы содержания и метода в современном образовании, технологическая платформа которой (лекционно-семинарская модель) не менялась уже более 250 лет.

В условиях массового высшего образования идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования компетенций, а на смену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности.

Для качества обучения не менее важен метод. Практика работы в проектном подходе передовых архитектурных и инженерных школ, case-study и имитационные системы в военном и управленческом образовании убедительно демонстрируют эффективность активных методов в сравнении с пассивностью лекционно-семинарской модели.

Если университеты страны примут и масштабно реализуют такую концепцию, это обеспечит высокий уровень человеческой капитализации, а, следовательно, и конкурентные преимущества России в современном мире.

Источник журнал Эксперт. Обзор статьи подготовила Марина Муравьева.

 

Другие матералы рубрики: