Российское образование перейдет на новый образовательный госстандарт, а вместе с этим «знаниевое» образование уступит место развитию у учащихся навыков и компетенций
Опубликовано 13 сентября 2007Российское образование перейдет на новый образовательный госстандарт, а вместе с этим «знаниевое» образование уступит место развитию у учащихся навыков и компетенций. Предполагается, что закон на этот счет вступит в силу 1 июля 2008 года.
Bо вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект о новом государственном образовательном стандарте. Его задача – определить принципы, на основании которых затем будут созданы федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней российского образования – среднего, начального (НПО) и среднего профобразования (СПО) и высшего.
Образовательный стандарт – это свод предписаний, определяющих систему правил и требований, обязательных для исполнения всеми учебными заведениями страны – школами, ПТУ, техникумами и вузами. Именно он определяет, чему, как и сколько учить, а также чему учебное заведение того или иного уровня должно научить своих учащихся.
Нынешний государственный образовательный стандарт трехзвенный и состоит из федерального, регионального и школьного компонентов.
Первый, как считалось до сих пор, обеспечивает единство образовательных программ учебных заведений одного уровня, а оба других – позволяют регионам и отдельным образовательным учреждениям, скажем, школам, дополнить обязательную программу местной спецификой – национальной или религиозной. Например, именно в рамках региональных компонентов несколько российских регионов вели последние 2-3 года преподавание «Основ православной культуры», вызвавших неоднозначное отношение в обществе и поэтому так и не вошедших в число обязательных предметов.
С принятием закона деление образовательного госстандарта на компоненты уйдет в прошлое: он станет монолитным и сугубо федеральным.
Это, по мнению разработчиков из Минобрнауки, позволит установить реальное единство образовательного пространства – и по горизонтали (между учебными заведениями одного уровня), и по вертикали (например, между школой и вузом, где деления образовательного стандарта на компоненты нет).
Зато в новый федеральный стандарт войдут не только «требования к структуре основных образовательных программ», но также «требования к условиям реализации основных образовательных программ» (т.е. условиям обучения) и «требования к результатам освоения основных образовательных программ». Под последними отныне будут подразумеваться не столько полученные выпускником знания, сколько его общие, социальные и профессиональные компетенции, умения и навыки, а также личные качества.
Таким образом, подчеркивают разработчики, начнется переход от абстрактного, чисто «знаниевого» образования к ориентированному на реальные потребности экономики.
В этом же ключе поменяется и содержание госстандарта образования. Изменится, а, возможно, и вовсе исчезнет из него упоминание об «обязательном минимуме содержания основных образовательных программ».
По мнению разработчиков, «минимум» давно превратился в постоянно расширяющийся «максимум», причем речь идет только о расширении знаний, а не умений и навыков выпускников, подчеркивают в Минобрнауки.
Что же касается конкретного содержания образования, то для учебных заведений каждого уровня ее определит созданная на основе федерального госстандарта образования примерная основная образовательная программа (совокупность базового учебного плана, примерных программ курсов, предметов, дисциплин или модулей с учетом уровня образования), а для конкретных учебных заведений – основная образовательная программа.
Разрабатывать и утверждать федеральные государственные образовательные стандарты будет правительство России, а примерные основные образовательные программы – «уполномоченные госорганы» (Минобрнауки). Затем на их основе каждое учебное заведение примет свою основную образовательную программу. Правда, в какой мере оно может быть самостоятельным в этом вопросе, а в какой должно будет следовать примерным основным образовательным программам, в нынешней редакции законопроекта прописано нечетко.
В результате учебные заведения могут получить как слишком мало, так и слишком много полномочий, опасаются депутаты Госдумы.
С одной стороны, в законопроекте говорится, что «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно… на основе федеральных государственных образовательных стандартов или примерных основных образовательных программ». И именно на этой стадии подготовки образовательных программ учебное заведение сможет включить в них предметы с «местным колоритом», ныне входящие в региональный и школьный компонент, обещают в Минобрнауки.
С другой, законодательно такая возможность в законопроекте не закреплена, а, значит, регионы могут лишиться права дополнять предписанные «сверху» программы, отмечают оппоненты законопроекта. Кроме того, новый образовательный стандарт предполагает, что помимо учебного плана и отдельных учебных предметов в основную общеобразовательную программу войдет и «перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания». А это значит, что предписываемое «сверху» единообразие восторжествует и здесь.
Если же следовать закону буквально, то «каждая школа России будет учить детей как хочет, и ребенок не сможет перейти из одной школы в другую,– предсказал первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин. – Некоторые предметы перешедшим в другую школу придется изучать дважды, а другие пропадут для них совсем».
Об этом сообщает сайт gazeta.ru