Как работает нацпроект «Образование», зачем его затеяли, что он уже дает и что может дать в перспективе
Опубликовано 28 сентября 2007Разбираемся, какие перемены в школах, детсадах, колледжах, вузах уже наступили и какие еще произойдут
Нацпроекту «Образование» - два года. Самое время не то чтобы подводить итоги, но по крайней мере разобраться, зачем его затеяли, что он уже дает и что может дать в перспективе.
Самое главное сегодня, на мой взгляд, это то, что в нацпроекте стала видна СИСТЕМА. Это не просто разрозненные вливания денег по принципу «поддержать штаны», а четко продуманное финансирование принципиально важных для системы образования направлений. Потому как и спорить не стоит: образование наше - в глубоком кризисе. Дать всем сразу побольше денег? Но принципиально это ситуацию не изменит.
Поэтому главный принцип нац-проекта - опора на лучших и помощь лучшим. Хорошо учишь, здорово организовал работу в школе, колледже, вузе, занимаешься перспективными научными исследованиями - тебя заметят и деньги будут (причем не мало) - развивайся! Не блещешь пока - перенимай опыт лучших.
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Доплаты за классное руководство (1 тысяча рублей в месяц каждой «классной маме»).
Поддержка лучших учителей (ежегодно определяются 10 тысяч лучших педагогов по всей стране, которым выплачивается единовременное поощрение в 100 000 рублей).
Господдержка инновационных школ (3 тысячи передовых общеобразовательных учреждений получают по миллиону рублей каждая).
Поставки наглядных пособий и оборудования для кабинетов химии, физики, географии, биологии, русского языка (в 2007 году на деньги федерального бюджета закупят не менее 9000 комплектов).
Закупка автобусов для сельских школ (в 2007 году не менее 1300 22-местных автобусов).
Подключение всех российских школ к сети Интернет (до конца нынешнего года).
ШКОЛЫ
ДЛЯ ЧЕГО:
1. Цель нацпроекта - не просто раздать деньги. Главное - помочь регионам и школам реализовать наиболее важные направления развития образования. Поэтому предусмотрен принцип софинансирования. К примеру, в 2006 году федеральный центр выделил на нацпроект 29 млрд. руб, а регионы - 14,5 млрд. руб. При этом, например, на приобретение оборудования регионы потратили больше, чем федеральные власти.
2. Другая задача - сделать систему образования более открытой и прозрачной для людей. Для этого в региональные конкурсные комиссии по отбору лучших педагогов и школ включают представителей общественности, заслуженных педагогов, родителей учеников, выпускников. Кроме этого, школы-победители по условиям конкурса должны предоставить публичный отчет о том, как реализована предложенная программа, и отчитаться о потраченных средствах.
3. Обеспечить всем школьникам - и в крупных городах, и в селах - одинаковые возможности для получения хорошего образования. Понятно, что не каждый ребенок (как и учитель) из отдаленного северного городка или поселка хотя бы раз в жизни побывает в той же Третьяковской галерее. А с помощью компьютера, подключенного к Интернету, можно участвовать в виртуальных экскурсиях не только по российским, но и зарубежным музеям, проводить опыты и эксперименты, например, по химии или физике.
С 2008 года Мининформ- связи и Минобрнауки планируют централизованно обеспечить все школы лицензионным программным обеспечением. А через три года все школы смогут пользоваться свободными программными продуктами (то есть бесплатным софтом).
4. Один из принципов нацпроекта - поддерживать лучших. Так у педагогов появляется стимул работать качественно на новом уровне.
ПРОБЛЕМЫ:
Несмотря на усилия организаторов нацпроекта снизить бумажный вал при оформлении грантов, педагоги жалуются на большое количество документов, которые требуется заполнить. Хотя федеральными нормативами предусмотрено, что школы должны представить всего 7 документов, а учителя - 5.
Минобрнауки о проблеме знает и ведет работу с представителями региональных конкурсных комиссий.
Большое количество отчетов, предоставляемых в разные органы власти. На федеральном уровне решают и эту проблему.
- Мы уже разработали электронную версию мониторинга, - рассказал «КП» Александр АДАМСКИЙ, директор института «Эврика», оператора нацпроекта в регионах. - Это современная альтернатива бумажному валу - старой советской системе.
Когда новая схема начнет работать, не ясно. Для этого нужны соответствующие договоры между различными министерствами и ведомствами.
Субъективный подход экспертов конкурса, отбирающего лучших учителей. Обеспечить более объективную оценку поможет привлечение как можно большего количества представителей общественных организаций к экспертной оценке претендентов.
КОЛЛЕДЖИ И ПТУ
Поддержка учреждений начального и среднего проф-образования, внедряющих инновационные программы развития по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.
Обладатели грантов смогут потратить деньги на закупку современного оборудования для обучения.
ДЛЯ ЧЕГО:
В данном проекте есть жесткий принцип: федеральные деньги на развитие получают только те учреждения, которые обязуются найти такую же сумму из собственных средств, средств субъектов Федерации или работодателей. Это «маячок» руководителям колледжей и училищ: нужно научиться сотрудничать с потенциальными работодателями ваших выпускников. Система начального и среднего профобразования не может развиваться без учета потребностей рынка труда.
- Это подсказка для регионов, алгоритм решения проблемы подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств, - объясняет замруководителя Рособразования Евгений БУТКО. - Этим нужно заниматься и руководству самих регионов, и бизнесу. Мотивировать как с точки зрения финансовой поддержки и обновления материальной базы образовательных учреждений, так и с точки зрения повышения квалификации преподавательского состава и предоставления учащимся возможности практического обучения с использованием самого современного оборудования и технологий.
ПРОБЛЕМЫ:
Подготовка выпускников нынешних профтехучилищ и колледжей зачастую не отвечает даже самым скромным требованиям работодателей. И дело не только в отсутствии современного учебного оборудования. Стандарты, по которым сейчас готовят рабочий класс, давно отстали от реальных потребностей экономики. В настоящее время Российский союз промышленников и предпринимателей разрабатывает стандарты нового поколения для ключевых отраслей - авиации, IT-индустрии.
ВУЗЫ
Поддержка институтов и университетов, которые победили в конкурсе инновационных образовательных программ.
Вузы-призеры получают от 200 до 980 млн. рублей каждый (в зависимости от конкретной программы развития). Профильные направления: инженерные, естественно-научные, экономические, управленческие, медицинские, аграрные, педагогические.
ДЛЯ ЧЕГО:
Первые деньги по нацпроекту вузы-победители получили лишь в прошлом году.
Но уже сейчас есть вполне ощутимые результаты. К примеру, Московский институт стали и сплавов (МИСиС) закупил комплект уникальных электронных микроскопов для исследования структуры наноматериалов. А в Дальневосточном госуниверситете появились комплекты оборудования для электронно-микроскопических и лазерно-оптических исследований. Возможно, именно с помощью этих суперсовременных агрегатов и будет совершен прорыв в наноиндустрии.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВОЕННЫХ
Создание учебных центров начального профобразования для солдат срочной службы (пилотные проекты действуют в 24 воинских частях в Московской и Волгоградской областях).
Сколько стоило федеральному бюджету: 0,15 млрд. рублей.
Вузы для контрактников (бюджетные места на подготовительных отделениях институтов и университетов для солдат, матросов, сержантов, старшин, отслуживших не менее трех лет по контракту, с выплатой специальной повышенной стипендии).
Эксперимент только начался. Планируется, что в этом году такую возможность получат около 5 тысяч военнослужащих.
Сколько стоило федеральному бюджету: 0,2 млрд. рублей.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Созданы два федеральных университета - в Сибирском и Южном федеральных округах. Они стали научными и учебными центрами для остальных вузов региона.
Сколько стоило федеральному бюджету: 2 млрд. 343,8 млн. рублей.
Две бизнес-школы: под Санкт-Петербургом и в Подмосковье. Здания пока находятся на стадии строительства. При этом школа в Сколкове уже умудрилась заработать 1,3 млн. долларов, обучив 300 слушателей - руководителей крупных российских компаний.
Сколько стоило федеральному бюджету: 1,5 млрд. рублей.
КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ
Минобрнауки по конкурсу отобрало 21 регион страны, где вводится принципиально новая система финансирования школ. После того как механизм обкатают на этих субъектах, он будет перенесен на все оставшиеся регионы.
ЧТО ВВОДЯТ:
1. Нормативное подушевое финансирование («деньги следуют за учеником») - это принцип распределения денег по школам в зависимости от количества учащихся.
2. Новую систему оплаты труда учителей. Это уже принцип, по которому деньги распределяются внутри самой школы. Зарплата педагога будет состоять из двух частей - базовой и стимулирующей.
В базовой части изначально заложат все надбавки, которые сейчас учитель получает за подготовку к урокам, проверку тетрадей, занятия с отстающими, воспитательную работу. Стимулирующая часть (20 - 40 процентов от общей зарплаты педагогов в зависимости от региона) - это доплата за качество работы. Учитываться будут опыт работы учителя, успеваемость учеников, результаты ЕГЭ, количество правонарушителей в классе и другие показатели.
3. Новую структуру региональной сети общеобразовательных учреждений. Это особенно важно в регионах с обширными территориями и большим количеством малокомплектных сельских школ. В таких районах появятся образовательные центры (базовые школы), куда детей будут привозить на занятия на школьных автобусах, приобретенных в рамках нацпроекта. Предусмотрена и система дистанционного образования. Также откроются школы-ступени в соответствии с уровнем программы, по которой обучают ребят.
4. Система оценки качества образования, без которой невозможен переход на новую систему оплаты труда.
5. Новые механизмы управления системой образования, основанные на участии представителей общественности и представлении школами ежегодного публичного отчета о результатах деятельности.
ДЛЯ ЧЕГО:
1. Всем ясно, что устаревшую и унизительную схему «деньги за часы» пора менять. Теперь педагогам не придется перехватывать уроки-подработки, чтобы повысить свой заработок. Причем в новой схеме предусмотрена доплата за всю дополнительную нагрузку, которая раньше при оплате труда педагога не учитывалась.
Эта же система может быть внедрена в детских садах (как, например, это сделано в Московской области).
2. При школах должны появиться полноценные управляющие (попечительские) советы, куда войдут заинтересованные родители, представители общественных организаций. Одна из главных задач такого совета - участие в оценке качества работы учителя.
3. Подушевое финансирование - это способ выявить и перераспределить финансовые ресурсы, которые при старой схеме просто распылялись: сейчас содержать сельскую школу почти так же накладно, как полноценное общеобразовательное учреждение в городе. Нерентабельные малокомплектные школы переведут в базовые здания. Однако сохранять или нет малокомплектную школу, в каждом случае будут решать индивидуально.
В городе новая система финансирования создаст между школами здоровую конкуренцию: они начнут бороться за учеников, повышая качество образования.
4. Школы должны получить большую административно-хозяйственную свободу, а вся система образования - стать более прозрачной.
ПРОБЛЕМЫ:
Будут сложности со школьными управляющими советами. Ведь в системе образования де-факто пока еще не утвердился принцип общественно-государственного управления. Директора «правят» по старинке. Как в таких условиях добиться объективности и непредвзятости? Ведь все коллективные решения, в том числе насчет распределения премий и надбавок педагогам, в большинстве случаев принимаются чисто формально. Министр Андрей ФУРСЕНКО так комментирует проблему:
- Это пресловутый человеческий фактор. Здесь многое зависит от руководителей: как школьного звена, так и на уровне управлений образования. Тем людям, которые войдут в общественные советы школ, нужно понять, что их мнение имеет серьезное значение: именно они - эксперты при оценке качества работы педагогов. Они имеют право реально участвовать в принятии серьезных управленческих решений.
Как рассказал «Комсомолке» министр, в настоящее время обсуждается еще один важный принцип: директор школы не сможет получать зарплату, более чем в три раза превышающую средний доход учителя в данной школе.
Есть сложности в выстраивании диалога чиновников с местными жителями, когда речь идет об образовательных учреждениях. Зачастую это происходит из-за того, что чиновники не умеют и не желают вести такой диалог.
Правда, в некоторых регионах (например, в Калининграде) это уже получается.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Министр образования и науки Андрей Фурсенко: Учителей будем переучивать
- В развитие нацпроекта мы заложим переподготовку учителей и директоров школ. Причем необходимо дать возможность школам самим выбирать, где им своих сотрудников переучивать - в институте повышения квалификации или педвузе. Но при этом должен быть соответствующий контроль: а как их переподготовили? Нужно создавать конкурентную среду между различными организациями, которые будут готовить учителей. Так повышается качество образования. Будут выработаны новые критерии, которым должен отвечать современный учитель.
По материалам газеты Комсомольская правда.