Поволжский Образовательный Портал

Виктор Cадовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова: Общество не понимает причины введения двухуровневой системы образования в вузах

Опубликовано 08 октября 2007

В ГД РФ в очередной раз решается судьба бакалавриата и магистратуры. Чтобы понять, вокруг чего, собственно, ломаются копья, «НГ» собрала воедино мнения оппонирующих сторон. Случилось это во время обсуждения стандартов высшего образования по металлургии в городе Череповце...

Виктор Cадовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова

Сегодня в обществе бытует разное мнение по поводу введения двухуровневого образования – бакалавриата и магистратуры. Но все-таки большинство вузовского сообщества считает, что при современном уровне нашего образования без фундаментальной науки сложно представить прорыв в каких-либо направлениях космоса, физики элементарных частиц, живой материи и других. В общем, там, где будет возможен этот прорыв, нужны фундаментальные знания. Бакалавриат этого, разумеется, не даст. Для математики, физики и даже ряда гуманитарных специальностей он мне кажется неким понижением уровня высшего образования. Я считаю это неприемлемым. Что касается экономических наук, то сегодня распространена точка зрения, что здесь возможен бакалавриат. Пусть решат эксперты. Если они посчитают, что для экономики страны пригодятся специалисты с четырехлетним сроком обучения, тогда я – не против... МГУ будет продолжать готовить кадры для науки. Мы, кстати, в этом году резко сократили количество платных студентов, чтобы еще выше поднять планку подготовки своих выпускников.

Закон, который рассматривает Государственная Дума, очень важный. Мы много внесли в него поправок. Надеемся, все они будут учтены. Главный смысл внесенных изменений – не стоит строить всех в одну шеренгу. И надо избавиться от мысли, что обязательно для нас введение бакалавритата в связи со вступлением в Болонский процесс. Европа как раз и не стремится причесать всех под одну гребенку. Недели две назад в Калининграде состоялся Балтийский образовательный форум, куда съехались ректоры российских и европейских вузов. Мы обсуждали наше сотрудничество в рамках Болонского процесса. Они удовлетворены, что мы готовы к взаимодействию. И еще раз подчеркнули, что Болонская декларация не предлагает всех подвести под единый стандарт. Дискуссия была серьезной. Итог ее – автономия вузов неприкосновенна.

Дмитрий Ливанов, ректор Московского института стали и сплавов

Массовость высшего образования само по себе неплоха. Но в отсутствие каких-либо квалификационных ограничений в вузы попадают функционально неграмотные абитуриенты... Содержание современного образования большинством однозначно трактуется как исключительно научное содержание. Учебные предметы – это традиционно устаревшие курсы из разделов науки и техники... В вузах же должны преподавать те, кто имеет реальные достижения. Подход к студентам может быть индивидуальным. Студенты и преподаватели должны заниматься научными и техническими проблемами. Сегодня же одни делают вид, что учат, другие – что учатся...

В связи с введением бакалавриата и магистратуры у профессионалов нет опасений, что из вузов выйдут недоучки. Эффективность подготовки зависит не от времени, а от способа обучения... Образовательная задача бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование, состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций. Люди, имеющие диплом бакалавра, будут готовы к профессиональной деятельности в качестве технологов, линейных руководителей производства. Обучение в магистратуре должно быть направлено на подготовку креативного класса специалистов, способных к решению наиболее сложных задач.

У нас будет три типа магистратуры: управленческая (менеджеры), технологическая (суперинженеры), исследовательская (исследователи в центрах крупных компаний).

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ

Для начала я предложил бы отказаться от мифа, что мы реформируем советскую систему образования. Мы исправляем то, что натворили после... Советской системы образования давно нет. Раньше были десять сверхсильных вузов, выпускающих кадры под активно развивающуюся тяжелую промышленность. В вузы шло тогда менее 30% выпускников школ. Сегодня в вузы идет абитуриентов больше, чем заканчивает 11-й класс средней школы. Размылось и качество десятки сверхсильных. Эти вузы стали «заколачивать» деньги и брать поэтому всех подряд.

Почему вдруг сегодня бакалавриат вызывает отторжение? Потому что создалось неправильное представление о нем. Мы забываем, что подавляющее число специальностей еще несколько лет назад было с четырехлетним сроком обучения. Я знаю нескольких человек в правительстве РФ, которые получили такое образование и добились затем хороших результатов.

В советское время совсем малое количество вузов готовили специалистов-творцов... Сегодня идеология осталась прежней: мы должны готовить творцов. В ряде случаев это является положительным, а иногда опасным... Знаменитого механика и судостроителя, академика АН СССР Валентина Новожилова любили все. За что? Когда он становился во главе строительства корабля, он не давал больше ученым ничего менять. Творите для следующего корабля, говорил он, а в этот больше ничего не добавляйте. План строительства уже утвержден. И корабли не совершенствовались до бесконечности на бумаге, а строились в реальности. Прежде творчества должна всегда быть высокая технологическая культура.

Еще один момент заключается в том, что на каждом этапе высшего образования человеку давали новые знания, а не переучивали его... С 1992 года существует бакалавриат. И что делали все это время некоторые ректоры? Пилили два курса. До 4 лет – бакалавр. После – уже магистр. Конечно, при такой системе ничего хорошего не жди... Мы должны создать независимую систему бакалавриата. Чего греха таить, многие вузы к этой работе не готовы. В них уже давно не занимаются наукой. Там подрабатывают наукой. Они привыкли к тому, что есть, и не хотят ничего менять.

По материалам Независимой газеты.

 

Другие матералы рубрики: