Единый государственный экзамен несовершенен ни по содержанию, ни в плане организации. Это побуждает вузы искать альтернативные способы оценки абитуриентов
Опубликовано 16 октября 2007В последние годы вузам Санкт-Петербурга все сложнее отыскать способных учеников. Деградация среднего образования и демографический спад ведут к тому, что разброс в знаниях абитуриентов становится все более заметным. Конечно, некоторые подготовлены очень хорошо, даже лучше, чем несколько лет назад. Но при этом растет число претендентов, совершенно не подготовленных к получению высшего образования.
Эта ситуация складывается на фоне продолжающейся реформы высшего образования, включая новые правила финансирования вузов (подушевое финансирование) и введение принципов Болонского процесса. Реформа не только меняет представление вуза о том, какие студенты ему нужны, но и побуждает к более активной конкуренции за абитуриентов. Руководство университетов задумывается над тем, как усовершенствовать систему приема, как привлекать способную молодежь из других регионов и т.д.
Программа реформирования высшего образования включает единый государственный экзамен (ЕГЭ), среди задач которого были заявлены и помощь вузам в оценке знаний, и равный доступ к системе высшего образования независимо от места проживания абитуриента. К 2009 году ЕГЭ станет обязательным для всех вузов и заменит абсолютное большинство вступительных испытаний. Однако предварительные результаты приема с помощью ЕГЭ противоречивы и скорее обескураживают вузы.
Это только пробы
На практике ЕГЭ остается на стадии эксперимента как по содержанию, так и в плане организации. Вузы, которые проводят параллельное зачисление на основании результатов ЕГЭ и собственных испытаний, заметили более низкий уровень подготовки студентов, поступивших благодаря ЕГЭ. В частности, в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГУЭФ) в 2005 году на большинстве факультетов принимали результаты единого экзамена по английскому языку, сохранив на определенных кафедрах традиционный формат (устный экзамен). «Те студенты, которые поступили при помощи ЕГЭ, знали язык хуже, чем студенты, отобранные по нашим стандартам», – подводит итог проректор СПбГУЭФ Ирина Егорова.
«С помощью ЕГЭ очень сложно отобрать способных студентов, – замечает заместитель декана математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Светлана Селеджи. – Та часть единого экзамена, которая должна выявлять творческие способности, выполнена плохо». Эту компоненту экзамена, как полагает декан факультета филологии и искусств СПбГУ Сергей Богданов, сложно сделать по-настоящему содержательной. И нужно время, чтобы общими усилиями усовершенствовать нынешний вариант.
Не меньший урон имиджу ЕГЭ наносит организационная составляющая. Неоднозначно воспринимаются известия о том, что за год в таком-то регионе существенно выросло число получивших высший балл (100). Причиной этого, конечно, может быть вовлечение в процесс большего числа выпускников, но не исключается и коррупция. Подобные подозрения подтверждаются тем, что в июле 2007 года Генеральной прокуратуре пришлось начать широкомасштабную проверку по фактам открытой продажи ответов на вопросы ЕГЭ.
Еще более серьезный удар по ЕГЭ как концепции – то, что не сложилась прозрачная система выставления баллов. Единый экзамен, как отмечает председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Александр Викторов, это прежде всего технология контроля знаний выпускников одиннадцатых классов средней школы, а также обеспечение доступности высшего образования. То есть ЕГЭ может и должен выполнять важную функцию – фиксации национального стандарта образования. В таком качестве он, безусловно, важен. Но практика такова, что в разные годы результаты выполнения заданий оцениваются по разным критериям. «То, что было бронзой, становится серебром, а потом и золотом», – образно выражает эту мысль Сергей Богданов. Таким образом, вузы опасаются, что в ближайшие годы благодаря ЕГЭ качество знаний абитуриентов заметно ухудшится, а отбор способных сильно осложнится.
Обходные маневры
Конечно, абсолютное большинство вузов разделяют позицию, что хорошо подготовленный и правильно организованный ЕГЭ не помешает развитию высшего образования. И то, что разработчики экзамена из Федерального института педагогических измерений в определенных случаях прислушиваются к пожеланиям вузов, дает некоторые основания для оптимизма. «В 2006 году в Санкт-Петербурге проводили эксперимент с введением фонетического компонента в рамках ЕГЭ по английскому языку, – рассказывает Сергей Богданов. – Задача была достаточно сложная, поэтому мы очень довольны результатами: данный эксперимент по улучшению единого экзамена удался». По мнению деканата, новый способ оценки дал более корректные результаты. У преподавателей матмеха СПбГУ есть идеи, как улучшить ЕГЭ по математике. И если сотрудничество с разработчиками единого экзамена будет успешным, то факультет, замечает Светлана Селеджи, может изменить свое отношение к нему.
Сложность ситуации в том, что каждый год количество школьных дисциплин, по которым обязательно нужно сдавать ЕГЭ, увеличивается. И вместо сложившейся системы вступительных испытаний вузы получают пусть интересную в перспективе, но еще только складывающуюся систему ЕГЭ. Очевидный выход для вузов – разработка собственной шкалы оценки результатов. Самый показательный пример в этом отношении – СПбГУ. Ряд факультетов ограничивают принятие результатов ЕГЭ – только сертификаты с самыми высокими баллами дают преимущество при зачислении. Например, факультет филологии и искусств создал свою шкалу оценки ЕГЭ по русскому языку, по которой к пятерке приравнивается результат 99−100 баллов. 96−98 баллов дают четверку, а любой балл от 95 и ниже – это тройка. Такой подход приводит к тому, что преимущество получают лишь порядка 40 человек из 1300 абитуриентов, остальные – троечники – вынуждены соревноваться в традиционном формате, сдавая вступительные экзамены.
Другие факультеты СПбГУ планируют использовать аналогичную схему, если им придется принимать результаты ЕГЭ в качестве вступительного экзамена по профилирующему предмету. «На данный момент мы вообще не принимаем результаты ЕГЭ по математике, поскольку они существенно уступают нашим экзаменам, – говорит Светлана Селеджи. – Но когда мы будем обязаны их принимать, пойдем по пути филологического факультета».
В то же время подобную возможность имеют далеко не все вузы. Порядок пересчета баллов ЕГЭ в пятибалльную систему должен заранее согласовываться с Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. И то, что СПбГУ может фактически нивелировать результаты единого экзамена, во многом обусловлено его привилегированным статусом в российской системе образования. «Маловероятно, что в будущем нам предоставят право подобной переоценки результатов ЕГЭ», – считает Ирина Егорова.
Опасения вузов, что с 2009 года, когда ЕГЭ перейдет в штатный режим, качество подготовки абитуриентов ухудшится, отчасти сглаживает надежда на олимпиадное движение. Если высокий балл за ЕГЭ только показывает, что абитуриент хорошо усвоил программу средней школы, то победители олимпиад демонстрируют качественно иной уровень знаний и способность к самообучению. Поэтому «олимпиадники» – всегда желанные гости в приемных комиссиях вузов.
Чем ближе перспектива вынужденного перехода на единый экзамен, тем больше сторонников появляется у региональной олимпиады, которую проводит Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, и у олимпиад, которые проводят сами вузы. «В настоящий момент мы не учитываем результаты олимпиад при приеме, поскольку привыкли полагаться на собственные экзамены, – отмечает проректор по учебной части Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Ольга Гонарчук. – Но перспектива обязательного ЕГЭ вынуждает нас пересмотреть свои позиции».
Правда, олимпиады пока не приобрели статус вступительных испытаний. Их дипломы чаще всего помогают, только если у абитуриента полупроходной балл. Из этого правила есть пара исключений. Во-первых, призовое место на всероссийской олимпиаде по профильному предмету обеспечивает абитуриенту рекомендацию к зачислению вне конкурса. Эта традиция – наследие советской системы образования. Во-вторых, с 2004 года дипломанты региональной олимпиады при поступлении автоматически получают «отлично» по соответствующему предмету. Причем практика замены результата ЕГЭ олимпиадным дипломом применяется только в Петербурге. Впрочем, оба эти исключения не меняют общей картины, поскольку количество зачисленных в вузы благодаря участию в этих олимпиадах – лишь несколько десятков человек.
СПбГУ, который в этом году впервые проводил свою олимпиаду, претендует на изменение сложившейся ситуации. Олимпиада была выездной и проходила не только в Санкт-Петербурге, но и в центральных регионах, в Сибири и даже на Дальнем Востоке. Все дипломанты получили пятерки по соответствующим предметам. А благодаря широкому географическому охвату таких учеников стало уже совсем немало. Олимпиада подобного формата – реальная альтернатива ЕГЭ. Она решает ключевую проблему – привлечение наиболее талантливых абитуриентов из регионов (единый экзамен тоже призван стимулировать приток талантов, но пока не помогает в этом). Причем вуз сам определяет критерии награждения, а значит, при желании может привлечь с помощью олимпиады столько абитуриентов, сколько ему требуется.
Вузы сами стремятся к расширению олимпиадного движения, и у них есть основания надеяться, что со временем статус школьных олимпиад возрастет, может быть, даже до уровня ЕГЭ. Ведь в этом заинтересованы и администрации регионов. «Опыт проведения региональной олимпиады, – говорит Александр Викторов, – побуждает нас стремиться к тому, чтобы с 2009 года ЕГЭ был дополнен общероссийскими олимпиадами, региональными олимпиадами и олимпиадами ведущих вузов». Такой подход, если он будет реализован корректно, позволит сбалансировать интересы университетов и правительства. Вузы получат возможность активнее искать способных абитуриентов, при этом государство сохранит единый стандарт оценки знаний и сможет работать над его улучшением.
Санкт-Петербург
Что такое ЕГЭ
Единый государственный экзамен сегодня – набор экзаменов по ключевым предметам, которые сдают по всей России выпускники одиннадцатых классов средних школ. Однотипные задания делятся на три категории: «А» – выбор одного из предоставленных вариантов; «В» – краткие свободные ответы; «С» – развернутые ответы по проблемным вопросам.
Сейчас только ЕГЭ по русскому языку является обязательным при поступлении в вуз. За вузами пока остается право учитывать или не учитывать результаты ЕГЭ по таким специальностям, как математика, иностранный язык, биология и др.
По материалам сайта expert.ru