Какую роль играет государственный образовательный стандарт в жизни потребителей образовательных услуг
Опубликовано 19 октября 2007Многие граждане в какой-то момент сталкиваются с необходимостью перевода своего ребенка из одного учебного заведения в другое. И через несколько дней пребывания ребенка в новой школе ошеломленный родитель вдруг узнает, что ранее его чадо учили на другой планете...
Какую роль играет государственный образовательный стандарт в жизни потребителей образовательных услуг? Приведу лишь самый простой пример. Многие граждане в какой-то момент сталкиваются с необходимостью перевода своего ребенка из одного учебного заведения в другое. И через несколько дней пребывания ребенка в новой школе ошеломленный родитель вдруг узнает, что ранее его чадо учили на другой планете... Школы сегодня в ведении муниципалитетов, вузы гордятся своей автономией. В этой ситуации полной свободы вдруг стало понятно, что федеральный образовательный стандарт просто необходим. Потом пошли споры, каким он должен быть. На этом месте мы пока и стоим.
Стандарт недавно обсуждали на круглом столе в ГД РФ. И опять - масса замечаний к одобренным еще в сентябре поправкам в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Говорят, стандарт вызывает такое отторжение, потому что из него исчез региональный компонент. Именно он позволял регионам вводить часть предметов в школы по своему усмотрению. Например, так появились во многих областях РФ "Основы православной культуры" и "Краеведение"...
Теперь свое отрицательное отношение к процессу высказала еще и Общественная палата. Пресс-служба Высшей школы экономики распространила вчера заявление Ярослава Кузьминова, в котором высказаны замечания в отношении законопроекта Федерального закона N 448303-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта).
Комиссия Общественной палаты по интеллектуальному потенциалу нации считает, что суть образовательных стандартов в равнодоступности качественного образования для всех. Поэтому и ресурсная сос тавляющая здесь очень важна. Но этого нет в новом документе. А нет финансов - нет решения проблемы. На что, например, учебники к новому стандарту издавать?
Кроме того, по мнению Ярослава Кузьминова, в документе не определен сам предмет законодательного регулирования. Из текста законопроекта совершенно неясно, какие отношения между гражданами, государством, системой образования он регулирует... Документ должен был бы помочь разрешить споры, которые возникают при переходе учащихся из одного учебного заведения в другое. Не решает.
Общественная палата считает, что предлагаемый проект "...ухудшает ныне существующее положение дел". В нем нет связи с профессиональными стандартами, которые уже давно обсуждает Минобразнауки РФ и Российский Союз промышленников и предпринимателей. Предлагаемый вариант подразумевает приоритетность образовательных программ над профессиональными. А это может оказаться губительным для всей системы профобразования.
Странно, считает Ярослав Кузьминов, что документ не разграничивает полномочия по формированию стандарта между федеральными и региональными органами управления образованием. И странно, что не прописано, кто будет проверять соответствие программ утвержденным стандартам. Получается, что учебное заведение само должно определять соответствие своей программы обучения стандартам.
"Я думаю, - приводит пресс-служба слова Кузьминова, - что если Общественная палата обратится сейчас к руководству Госдумы и правительству РФ с разъяснением своей позиции, то будет уделено более серьезное внимание подготовке текста законопроекта, ибо в нынешнем виде принимать его явно не стоит".
По материалам Независимой газеты.