Эксклюзивное интервью Российской газете дала министр образования США Маргарет Спеллингс
Опубликовано 23 октября 2007Во вторник завершается визит в Россию министра образования США Маргарет Спеллингс.
На встрече со своим российским коллегой Андреем Фурсенко она сообщила о том, что Москва и Вашингтон подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве между тремя ведущими российскими и американскими университетами. Подробнее об этом и других научно-образовательных проектах, существующих между нашими странами, госпожа Спеллингс рассказала в интервью "РГ".
Российская газета: Насколько российско-американское сотрудничество в области науки и образования зависит от политической конъюнктуры?
Маргарет Спеллингс: Я не думаю, что российско-американские политические взаимоотношения влияют на наше сотрудничество в данной сфере. Образование для России и США - вопрос слишком важный, чтобы он мог зависеть от каких-то конъюнктурных настроений.
РГ: Какие программы российско-американских научных и образовательных обменов существуют на данный момент?
Спеллингс: Между образовательными учреждениями наших стран существуют тесные связи главным образом в области математики, естественных наук и языкознания. Эти дисциплины являются сегодня ключевыми для развития глобальной экономики, и в их изучении заинтересованы оба наших государства. В последнее время стали появляться совместные программы в сфере социальных наук. Кроме того, я счастлива находиться здесь, чтобы объявить о подписании принципиально нового, долгосрочного соглашения между тремя российскими и тремя американскими высшими учебными заведениями.
РГ: В чем, на ваш взгляд, состоит главное отличие американской системы образования от российской?
Спеллингс: Я думаю, главное отличие состоит в том, что наша система образования - будь то начальная, средняя или высшая ступень - является децентрализованной. Лишь 9 процентов его финансирования обеспечивает государство. Очевидно, что в России эта доля гораздо больше.
Кроме того, в США все финансирование высших учебных заведений осуществляется из бюдж етов конкретных штатов или местных органов власти. Мы используем скромную роль федерального бюджета для того, чтобы "подтягивать" уровень образования в отдельных частях страны к единому, более высокому стандарту.
РГ: Как обстоят дела с признанием дипломов российских вузов в США? Нужно ли их выпускникам сдавать дополнительные экзамены, чтобы продолжить обучение в Америке?
Спеллингс: Чаще всего нужно, но это же требование справедливо и для американских учащихся. Как я уже говорила, образовательная система США является децентрализованной. Мы предоставляем учебным заведениям право самим определять, какими критериями руководствоваться при наборе студентов. Они обращают внимание на многие факторы - уровень общей подготовки, степень владения языком, наличие того или иного диплома, оценки за вступительные экзамены и так далее.
Как правило, чтобы подтвердить свои знания, действительно приходится сдавать дополнительные экзамены. Однако в подавляющем большинстве случаев эти испытания ничем не отличаются от тех, которые проходят американские студенты.
РГ: Есть ли у американских студентов интерес к получению образования в России? Если да, то среди специалистов каких областей?
Спеллингс: Мы стараемся создать российским студентам комфортные условия для обучения в США. В то же время мы хотим призвать побольше американских учащихся приезжать в Россию. Вот, например, моя дочь учится в колледже Дэвидсон в Северной Каролине, который имеет программу образовательного обмена с МГИМО. Но эту практику нужно распространить не только на крупные учебные заведения, но и на более мелкие школы и институты.
Мы заинтересованы в более интенсивном развитии двустороннего сотрудничества. В обеих странах есть огромный интерес к изучению инженерно-технических специальностей, математики, естественных наук, языкознания, общественно-политических дисциплин. Мы знаем, что ваша экономика нуждается в специалистах в области высоких технологий. Российское образование, в свою очередь, является оч ень сильным в таких областях, как математика и естественные науки, здесь вам действительно есть что предложить американским студентам.
РГ: Является ли, на ваш взгляд, такой процесс, как "утечка мозгов", обратимым? Можно ли его считать естественным для современного общества?
Спеллингс: В качестве одного из условий, необходимых для учебы в Америке, мы выдвигаем следующее требование: студент после окончания стажировки должен вернуться на родину. Это связано в первую очередь с тем, что необходимо дать другим странам возможность применить полученные знания для собственного развития. То же самое касается большинства программ научных обменов.
Однако мы не можем не признавать существующих реалий современной действительности. Сегодня гораздо важнее те знания, которыми ты обладаешь, чем то, где ты живешь. Существует определенная категория людей - высококлассных специалистов, для которых не существует границ. Ради всеобщего процветания можно трудиться везде, ведь мир становится все более глобализованным.
Дарья Юрьева.Российская Газета.