В Государственной думе прошел "круглый стол" на тему "Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект"
Опубликовано 24 октября 2007В Госдуме прошел "круглый стол" на тему "Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект", на котором замдиректора департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Натальи Третьяк сообщила, что вопросы государственно-частного партнерства являются приоритетом в работе ведомства. Но, как отметил президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин, если не решить ряд вопросов, бизнес может навсегда покинуть образование.
Заместитель директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Наталья Третьяк сообщила, что вопросы государственно-частного партнерства являются приоритетом в работе Министерства: "Государственно-частное партнерство, бизнес, образовательное сообщество должно принимать участие в разработке, определении приоритетов развития профессионального образования и участвовать в их реализации". Мы считаем необходимым развивать государственно-частное партнерство в поддержке инновационных образовательных программ и технологий, сказала она.
Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин отметил, что бизнес заинтересован в партнерских отношениях с учреждениями начального и среднего профобразования, но, "если государство не решит законодательно вопросы бюджетного обеспечения функционирования системы, бизнес может навсегда уйти с этих уровней образования".
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Валентина Иванова отметила, что государственно-частное партнерство рассматривается как альтернатива приватизации жизненно важных объектов государственной собственности. "Необходимо найти механизмы, которые способствовали бы привлечению инвестиций бизнеса в образование", - отметила Валентина Иванова. По ее словам, государственно-частное партнерство в сфере образования сталкивается с целым рядом проблем. Прежде всего, речь идет об отсутствии налоговых стимулов. В результате расходы российских предприятий на обучение персонала составляют 0,7% от прибыли, в то время как в западных развитых странах - 10-12%.
Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов сообщил, что РСПП подписал соглашение с Министерством образования и науки о стратегическом партнерстве. Федор Прокопов также выступил с инициативой "полностью отнести на себестоимость продукции расходы предприятий по повышению квалификации штатных сотрудников, подготовке и переподготовке как штатных, так и потенциальных сотрудников, а также расходы на финансирование юридически оформленных центров по подготовке и переподготовке персонала". По словам представителя РСПП, следует увеличить с 50 до 150 тысяч рублей годовую сумму льготы по налогу на доходы физических лиц при оплате обучения.
Ректор Российской экономической академии имени Плеханова Виталий Видяпин заметил, что изменению законодательства должна предшествовать система экспериментов по всем видам привлечения частного капитала. По его мнению, наиболее действенной формой частно-государственного партнерства в сфере экономического образования является соучредительство.
Ректору возразил заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО "Российские железные дороги" Михаил Корвяков: "Мне приходилось работать в зарубежных вузах, но я не встречал там смеси государственных и частных учебных заведений. Есть или государственные или частные". По мнению Михаила Корвякова, мы постепенно теряем звание настоящих высших учебных заведений.
В ряде отраслей, пишет "Парлкомм", частно-государственное партнерство развивается уже более 15 лет и начинает давать положительные результаты. Вопрос о таком партнерстве в сфере образования пока находится в стадии обсуждения.
Анатолий Бабкин.