Модернизация образования на новом витке: цели и средства их достижения
Опубликовано 03 июня 2004
За полтора месяца, прошедшие с момента моего назначения на должность Министра образования и науки Российской Федерации, представители педагогической общественности не раз задавали мне вопрос, будет ли продолжена модернизация российского образования, которую проводило Минобразование России. Мой ответ однозначен: модернизация образования продолжается.
Я глубоко убежден, что в работе двух ведомств - Минобразования России и Министерства образования и науки Российской Федерации - не может не быть преемственности. Ведь деятельность федерального органа, управляющего системой образования, в значительной степени носит социальный характер (даже в том случае, когда мы решаем сугубо экономические задачи).
В системе образования задействовано огромное количество людей, и резкое изменение курса - если бы вдруг возникла необходимость его менять - повлекло бы за собой серьезные проблемы. Но я убежден, что курс модернизации образования менять не нужно - он был намечен верно. По большому счету, проведенные за последние годы реформы пошли на пользу и системе образования, и обществу в целом.
Однако высокая оценка результатов работы Минобразования России вовсе не означает, что, продолжая модернизацию, Министерство образования и науки будет руководствоваться лишь накопленным опытом и уже сделанными разработками. Разумеется, мы будем корректировать ход реформы, исходя из нового опыта, используя новые разработки. Я имею в виду не только замечания, которые мы получим от представителей профессионального сообщества. Модернизация образования будет определяться потребностями страны, ее содержание напрямую зависит от дальнейшего развития экономики России, культуры России и многого другого.
Говоря о краткосрочных перспективах модернизации образования, необходимо отметить, что в этом учебном году она будет проходить в соответствии с планом, разработанным Минобразованием России. В частности, не будет никаких изменений в плане проведения выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах. Эксперимент по введению единого государственного экзамена пройдет в тех субъектах Федерации, где он был запланирован. После того как этот этап эксперимента завершится, необходимо будет тщательно проанализировать его результаты и обозначить дальнейшие перспективы развития этой новой для России и, полагаю, весьма перспективной формы оценки знаний.
Впрочем, для более успешного анализа результатов внедрения тех или иных новшеств в системе образования мы должны прежде всего ответить на вопрос, каковы глобальные цели всей образовательной реформы. Оценивать эффективность работы инструментов модернизации - ЕГЭ, ГИФО, компьютеризации и т.п. - необходимо лишь с учетом этих целей. Ведь, проводя модернизацию образования, Министерство образования и науки решает не узковедомственные, а глобальные, общечеловеческие, национальные задачи.
Например, хорошо известно, что система образования должна не просто дать профессию; ее цель - воспитать молодого человека, сделать его полноценным членом общества. В то же время у системы образования есть и социально-экономические задачи. Мы должны выпускать профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда - говоря научным языком, «улучшать качество человеческих ресурсов».
К сожалению, сегодня практически во всех отраслях Россия отстает по производительности труда от развитых стран. Чтобы ликвидировать это отставание, система образования должна обеспечить качественный прорыв в профессиональной подготовке наших граждан. Кстати, эта задача продиктована не только государственными интересами. Ведь успех в работе - это одна из составляющих жизненного успеха, то, что позволяет человеку ощущать себя полноценным членом общества.
Я считаю, что цели, поставленные перед системой образования, должны быть сформулированы в отдельном документе. Хотя они и кажутся, на первый взгляд, очевидными, есть необходимость более подробно разъяснить их суть. Например, если мы утверждаем, что школа должна воспитывать успешных людей, способных адаптироваться к взрослой жизни, то необходимо говорить о таком важном условии успеха, как здоровье. Необходимо вновь и вновь повторять, что здоровый образ жизни несовместим с наркотиками и алкоголем.
Примечательно, что далеко не каждый специалист сможет с ходу ответить на вопрос о том, как тот или иной инструмент реформы решает глобальные задачи. Связь между целями реформы и инструментами их достижения не ясна и потребителям образовательных услуг. Проводя реформу, важно не допустить подмену глобальных целей менее значимыми, хотя и весьма существенными задачами. Например, мы совсем забыли о том, что эксперимент по ЕГЭ начался для того, чтобы ввести четкие и однозначные критерии оценки выпускников школ и абитуриентов вузов, чтобы в конечном счете гарантировать качество и доступность образования. Но в последнее время дискуссия вокруг ЕГЭ свелась к тому, при какой системе экзаменов - новой или традиционной - меньше коррупция. Получилось, что главная цель реформы образования - борьба с коррупцией, и это выглядит довольно странно. При всей государственной и общественной значимости этой проблемы есть и другие ведомства, и другие методы для ее решения.
Министерство образования и науки планирует продолжить сотрудничество с экспертами, разработавшими основные направления модернизации российского образования. Однако их состав будет расширяться, равно как и круг обсуждаемых проблем. Мы исходим из того, что реформы должны носить системный характер. То есть сначала формулируются цели, затем определяются критерии и индикаторы их достижения. После этого необходимо решать, с помощью каких инструментов удастся добиться успеха в достижении этих целей. На мой взгляд, системный подход во многом будет способствовать нашему совместному успеху.
Андрей Фурсенко, Министр образования и науки Российской Федерации