с 1 сентября 2009 года в России вводится двухуровневое высшее образование, при сохранении современного варианта обучения для некоторых профильных ВУЗов
Опубликовано 09 ноября 2007Недавно президент одобрил новый закон о высшем образовании: с 1 сентября 2009 года в России вводится двухуровневое высшее образование, при сохранении современного варианта обучения для некоторых профильных ВУЗов. Таким образом, в 2013 году мы будем иметь первый выпуск бакалавров, в 2015 – магистров, в 2014 – специалистов, поступивших в ВУЗы в будущем году.
Негласно многие ВУЗы начали вводить подобную систему параллельно с советской системой уже несколько лет. Однако теперь эти инициативы будут закреплены законодательно, что позволит студентам быть уверенными в признании их диплома в Европе.
Цель этих инициатив – вхождение в европейский рынок труда. Не совсем понятно, зачем наши руководители так рвутся предоставить населению доступ к европейским работодателям, когда налицо ужасные деформации на отечественном рынке. Судите сами: большинство современных студентов обучаются по разнообразным специальностям в сфере экономики и юриспруденции, а работают потом отнюдь не по специальности. И работать по специальности они не собираются. Для российского работодателя далеко не всегда имеет значение профильность обучения работника, скорее, само наличие диплома говорит о полученных навыках соискателя. Этими навыками являются: умение структурировать задание, анализировать процесс выполнения и вовремя вносить коррективы. А также общая адекватность.
По мнению многих и многих руководителей, самих прошедших через уродливую систему отечественного образования и знающих все многообразие методов «сдачи» предметов, бакалавр не является настоящим выпускником ВУЗа. Не только из-за сокращения срока получения диплома на 1 год, но и в связи с промежуточным характером этой квалификации. Скорее всего, бакалавру не предложат сколько-нибудь значительной должности с перспективой повышения. Предпочтение будет отдано соискателю со степенью магистра или же специалиста. Парадокс ситуации заключается в том, что все участники рынка труда понимают: нынешнее образование в любом виде неполноценно. Однако, если уж иметь работника с образованием, то это должно быть самое хорошее образование. Работодатель выступает в роли бедного автолюбителя, у которого нет денег на приличную машину, а потому он всячески обвешивает родную «десятку» пластиковыми деталями «тюнинга». Выглядит это ужасно, но видно, что человек старался.
В настоящее время разница между бакалаврами и магистрами заключается не в глупости или гениальности студентов, а в количестве денег, потраченных на образование. Очевидно, что дополнительные два года обучения может позволить себе не каждый. И, если раньше любой студент был обязан проучиться 5 лет, то теперь он может спонсировать любимый ВУЗ на год меньше. Эта мнимая экономия обернется в дальнейшем проблемами в трудоустройстве.
В Москве есть спрос на сотрудников с высшим образованием, несмотря даже на то, что многие тысячи человек ежегодно приезжают из различных регионов нашей Родины с тем, чтобы попытать счастья в столице. Конкуренция на рынке труда очень высока. Есть ли резон усложнять ситуацию еще больше, вводя дополнительные градиенты? Непонятно, чего хочет добиться государство в области занятости населения, вводя двухуровневую систему. На данный момент, очевидно, что магистры и специалисты получат дополнительное конкурентное преимущество. И, таким образом, образование бакалавра будет интересовать минимум студентов.
Возможно, дело в том, что в большинстве ВУЗов, на сегодняшний день уже перешедших на новую систему, образование магистра является платным. Так, возвращаясь к конкурентным преимуществам, дополнительный плюс приобретают дети состоятельных родителей, сумевших оплатить учебу в течение дополнительных лет обучения.
Получается, что законотворцы, ставившие перед собой благородную цель интеграции в европейский рынок труда, пожертвовали довольно большой частью собственного населения. Очевидно, что за долгие годы жизни советской образовательной системы пятилетнее высшее образование стало неким стандартом качества, до которого новомодному бакалавру ну никак не дотянуть - как минимум на 20%. И на сегодня остается неясным, что делать бакалавру, сознающему неполноценность своего образования в глазах работодателя при отсутствии средств на продолжение обучения. Он должен либо отказаться от магистратуры и пойти работать на менее выгодную и перспективную позицию, либо стать работающим студентом, а значит, качество его знаний сильно пострадает.
В результате этой реформы резко возрастет взяткоемкость должностей преподавателей магистратуры и повысится градус социальной напряженности, и без того не самый низкий.
Дарья Детковская.