В Москве прошел форум "Инновационное образование", который обозначил "опасные места" в модернизации отрасли
Опубликовано 12 ноября 2007Со 2 по 5 ноября в Москве прошел форум "Инновационное образование". Предметом анализа и обсуждения руководителей и представителей региональных органов управления образованием, собравшихся на форуме, был ход реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО).
В работе форума "Инновационное образование" приняли участие 30 руководителей региональных органов управления образованием и представители образования из 58 субъектов РФ. В центре внимания пленарных заседаний и панельных дискуссий форума были промежуточные результаты реализации КПМО и тенденции развития региональных систем образования, возникающие проблемы и путей их преодоления. Открывая форум, ректор Института образовательной политики, член Общественной палаты РФ Александр Адамский отметил, что это не просто традиционный сбор лидеров инновационного сообщества "Эврика", а событие, организованное Общественной палатой РФ и Министерством образования РФ в рамках Дней регионального образования в Москве. Он подчеркнул, что мероприятие призвано стать местом выбора траектории развития современного образования.
Образование является самым большим приоритетом для подавляющего большинства российских семей, более того, 70% российских семей готовы платить за него, озвучил результаты социологических опросов Ярослав Кузьминов, ректор Государственного Университета - Высшей школы экономики. Но при огромном спросе на образование, оно начинает рассматриваться в обществе как простая услуга, которую любой человек может купить, не затрачивая на это особо личностных усилий. По мнению ректора ГУ-ВШЭ, в России происходит вытеснение трудоемких способов обучения менее трудоемкими. Ни в какой другой стране мира нет такого количества заочников как в России, возрастает количество старшеклассников, уходящих в экстернат, - это мешает получению качественного образования, поскольку оно осуществляется вне коллектива, считает он. Другая проблема - низкое качество предложений в образования: порядка трети высших учебных заведений России образования не дает. Падает мотивация учащегося: "мы переводим из класса в класс детей, которые не показали должный уровень ЗУН. Мы переводим с курса на курс студентов, которые де-факто не учатся. И это проявление не нашей лояльности, гуманности, а нашей глупости. Это страшная опасность". Спокойное восприятие этой ситуации большей частью населения России - "это не просто проблема, это болезнь общества", - сказал Ярослав Кузьминов.
Вопрос качества образования обсуждается на разных уровнях, в том числе и на уровне президента. Впервые с уровня высшего руководства страны прозвучало определение качества образования. Под ним предполагается понимать способность ориентироваться в ситуации неопределенности, применять различные средства для решения тех или иных проблем, а также оценить насколько это было эффективно. По мнению Александра Адамского, это - сигнал постепенного перехода системы образования на принципы проектного сетевого управления.
Изменились требования к деятельности работников образования: современный директор - это, прежде всего, эффективный менеджер, а современный учитель - успешный организатор образовательного процесса, обозначил заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. Но управленческие команды сильно отстают от растущих требований, предъявляемых к процессу управления: "Режим трансформатора использовать в управленческой работе легче, чем режим генератора" - подчеркнул замминистра. Поэтому столь важно, что с внедрением КПМО удалось выйти на трехлетний срок реализации проектов. Годичные проекты - нереальный срок для инерционной системы образования. С другой стороны, новые механизмы распределения финансов стали инструментом повышения качества образования. Существенная перемена, по мнению Исаака Калины, заключается в том, что "перестали говорить о среднем повышении зарплаты. Зарплата выросла неравномерно".
Появление конкуренции между учителями - это нормальная развивающая людей ситуация, отметил Исаак Калина, дифференциация в заработной плате - привлекательное условие для работы в школах квалиф ицированных специалистов. При этом, если "правилами осчастливили сверху, то, естественно, будет сопротивление, что мы не раз уже проходили", - отметил замминистра. В связи с этим важно, что взят курс на изменение характера выбора альтернатив в работе образовательных учреждений и образования в целом, отметил в своем выступлении Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Важно уйти от случайного выбора той или иной альтернативы, зависящего зависимости от усилий лоббистов. Для этого в последнее время создаются гражданские институты выбора альтернатив на региональном, муниципальной и школьном уровне: советы на уровне школ, объединения попечителей на муниципальном и региональном уровне, в качестве особой задачи ставится просвещение общества.
Конечно, введение новых механизмов не может проходить совершенно гладко. Среди "опасных мест" реализации КПМО Исаак Калина отметил напряженность в педагогической среде, вызванную разными зарплатами педагогов при одинаковом количестве часов и недоверием профессионального педагогического сообщества оценке качества образования общественностью. Также есть опасность превращения общественного участия в управлении образованием в формальное, а общественных управляющих советов школ - в "карманными". Нивелировать эти опасности можно "только включением самих учителей в обсуждение механизма, прозрачной схемы распределения финансов", соавторством, совместной выработкой критериев и механизма оценки качества, отметил он. Для укрепления роли общественных советов их необходимо наделить реальными полномочиями, нужен механизм, который сам собой исключит возможность диктата над общественными советами.
Важно, что перемены в распределении финансов будут сопровождаться ростом оплаты труда педагогическим работникам. 10-15 тысяч, которые недополучает учитель, - это те средства, которые отделяют учителя от среднего класса, заявил Ярослав Кузьминов. "Если мы не сделаем учителя средним классом, то ставка на то, что учителя - это подвижники в проведении реформ, бессмысленна". Любая работа стоит денег. "В диалоге с властью мы не просим просто повысить зарплату педагогам, мы предлагаем то за что надо ее повышать", - сказал Ярослав Кузьминов. Оплата труда учителя должна учитывать все виды его деятельности. Также все типы деятельностей учащихся и учителя (не только уроки, но и творческие занятия или тренировки) должны учитываться в базисном учебном плане, отметил Игорь Реморенко.
Подробнее о работе форума можно узнать на сайтах комплексных проектов модернизации образования и инновационной сети "Эврика".
Об этом сообщает сайт Педсовет.