Поволжский Образовательный Портал

По сравнению с другими рынками, образовательные услуги в России находятся в самом беззащитном положении

Опубликовано 14 ноября 2007

Об этом сообщил глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Анатолий Сидоренко на всероссийской конференции «Защита прав потребителей в российской сфере образования», прошедшей в пятницу в Москве.

По его словам, потребление в сфере образования имеет ряд принципиальных отличий от других рынков. Во-первых, заказывая услугу потребитель и сам должен доказать, что он ее качественно выполнит, от него также требуется приложить усилия. Во-вторых, на товарном рынке потребитель всегда прав, а в сфере образования прав исполнитель – то есть преподаватель. В-третьих, в сфере образования ученик подчас готов любой ценой получить диплом, но не знания. И дельцы используют это в своих интересах. «Кроме того, потребитель, получая услугу впервые, не в состоянии сразу оценить ее качество. Он поймет это позднее», - отметил Сидоренко.

Среди других проблем в сфере образовательных услуг он отметил недостаток качества образования, обусловленный тем, что преподавателям приходится проводить лекции в 5-7 ВУЗах ежедневно. Участники конференции также  не оставили без внимания и коррупцию.

По мнению Анатолия Сидоренко, еще одной важной проблемой российского образования являются экстернаты. Так, по его словам, за последние 10 лет количество студентов на такой форме обучения возросло в 1450 раз. Сидоренко сообщил, что сейчас всего за 500 долл. аккредитованные ВУЗы принимают к себе на последний курс студентов других, менее престижных институтов. «Необходимо поставить вопрос об исключении, форма экстерната – это чистой воды коррупция».

Кроме того, по оценке экспертов и активистов Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, мониторинг качества оказываемых образовательных услуг на сегодняшний день далек от совершенства. «Качество подготовки педагогических работников сегодня – запретная зона», - сообщил Анатолий Сидоренко. Правда, участники конференции отметили, что проверке регулярно подвергаются так называемые «остаточные знания студентов» - т.е. проводится экзамен по предмету, который был изучен полгода-год назад. Однако, по мнению специалистов, подвергать проверке необходимо методику преподавания, просто же тестирование «не дает ответов на вопросы». Ведь тесты остаточных знаний входят в сферу субъективного фактора – запоминания человека. «Сегодня требуются серьезные изменения системы лицензирования и аккредитации вузов. Просим комитет по образованию обратиться к изменению оценки преподавания методом остаточных знаний», - заявил Сидоренко. Заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству, глава Союза потребителей России Петр Шелищ, в свою очередь, предложил измерять качество образования по карьере выпускников.

Председатель Студенческого Парламентского Клуба Галина Ратникова, также принимавшая участие в конференции, предложила ряд мер по борьбе с проблемами в сфере образования. Среди них - создание горячей линии для студентов и соответствующего сайта, а также издание печатных брошюр для того, чтобы ученики ВУЗов знали, по каким вопросам и куда можно обращаться, и создание общественного совета по защите прав учеников российских ВУЗов.

Среди основных причин сложившейся негативной ситуации Анатолий Сидоренко назвал несовершенство законодательства в области образования и в сфере защиты прав потребителей. По это говорили и другие участники конференции. По их мнению, несмотря на того, что законодательно установлены конкретные механизмы защиты прав потребителей, на практике в образовании это не работает.

Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии «Единая Россия» Валерий Рязанский отметил, что потребительская культура в России остается хаотичной и спонтанной. «Особенно это касается платного образования, медицинских и жилищно-коммунальных услуг. Задача законодателей, общественных формирований и политических сил, которые построили свою политику на созидании, работать над этим», - заявил он в ходе конференции.

Елена Янкина.

 

Другие матералы рубрики: