Судьба нацпроекта «Образование»: а вы боитесь перемен к лучшему?
Опубликовано 18 января 2008Исполнилось два года как стартовал национальный проект «Образование». Эта дата и сезон политических выборов в России стали особым поводом для подведения промежуточных итогов нацпроекта, определения его перспектив на будущее, а также для того, чтобы присмотреться к настроениям и ожиданиям образовательной общественности.
Нацпроекты: от государственных приоритетов к штатным госпрограммам
Во вторник президент России Владимир Путин в ходе встречи с членами Совета верхней палаты российского парламента заявил, что приоритетные национальные проекты целесообразно трансформировать в государственные программы, нацеленные на достижение конкретных общественно значимых результатов. По его словам, благодаря нацпроектам получен «опыт системного развития социальных отраслей»: отработан современный проектный подход, ориентированный на эффективное управление ресурсами, кадрами, финансами. Президент считает, что эти механизмы необходимо «и впредь широко использовать».
По словам высокопоставленных представителей заинтересованных ведомств, одним из главных результатов нацпроектов стал «психологический эффект» - граждане ощутили, что государство обратилось к заботе об уровне и качестве их жизни. Продолжение выбранного социального курса и «формирование современной социальной среды» должно, по словам президента, означать для конкретного человека, «что он сможет рассчитывать на доступную и качественную медицинскую помощь, может получить достойное образование, которое даст ему возможность устроиться по профессии и хорошо законно зарабатывать», – сказал глава государства и подчернил, что «основа социальной политики – это адекватный уровень доходов людей».
Как отметил глава государства, средства, направляемые на нацпроекты составили 10% от финансирования отрасли, но работали они эффективнее остальных 90%. «Этих 90% почти не видно, а 10% дают реальный практический результат», - отметил Владимир Путин. Таким образом, если ранее на реализацию нацпроектов в социальной сфере, по словам Владимира Путина, были «сконцентрированы ресурсы - административные и политические, все занялись этой работой», то далее предстоит накопленный опыт распространить за рамки нацпроектов, на всю работу в социальных отраслях. Видимо поэтому, при фактическом продолжении нацпроектов их статус от приоритетных и национальных должен понизиться до рядовых, но от этого не менее важных, государственных программ.
Нацпроект «Образование»: результаты конкретны и ощутимы
За два года на четыре социальные проекта, объявленных федеральной властью приоритетными и национальными, было выделено 400 млрд. рублей, а в 2008 году планируется направить еще 300 млрд. руб. Это только из федерального бюджета. Также к реализации проектов были привлечены средства субъектов Федерации и средства коммерческого сектора.
Нацпроект «Образования» оказался одним из наиболее удачных. По крайней мере, его мероприятия выглядят очень конкретными и важными для сферы. Все школы подключены к интернету. Все классные руководители получили денежные надбавку. Поставлены около 7 тыс. школьных автобусов, десятки тысяч комплектов учебного оборудования для предметных кабинетов школ. 21 субъект РФ, из отобранных по конкурсу, получили 4 млрд. рублей на модернизацию системы образования. За два прошедших года 57 лучших вузов получили из федерального бюджета 20 млрд. рублей, 76 учреждение среднего и начального профобразования – 1,8 млрд. рублей, 6 тысяч школ – по 1 млн. рублей, а 20 тыс. лучших учителей – по 100 тыс. рублей. Конкурсно-грантовое движение, развернутое в рамках нацпроекта «Образование», нашло продолжение на региональном и муниципальном уровнях. Появился первый опыт привлечения общественности и частного капитала к оценке качества образования и образовательных услуг, к софинансированию программ модернизации.
На этом фоне решение одного из самых болезненных для учителей вопроса о заработной плате выглядит не столь оптимистично. Повышение зарплаты, как и предполагает новая система оплаты труда (НСОТ) работников образования, происходит неравномерно по разным категориям работников и по разным регионам России. К настоящему времени не во всех субъектах РФ нормативно определены «правила игры», в том числе требуют уточнения или только создаются критерии распределения поощрительной части заработного фонда. Спешно создаваемые управляющие советы школ, участвующие в распределении названной части зарплаты, либо только начинают интегрироваться в систему управления образовательными учреждениями, либо существуют на бумаге. Лучше дело обстоит в учреждениях, где потребность в совместной работе с общественностью ощутили раньше - там с взаимодействие с представителями родителей и местного социума выстраивается естественным путем, а работа с ними уже приносит свои плоды.
А вы боитесь перемен к лучшему?
Работники образования, заинтересованные в скорейшем решении проблем отрасли и собственного социального положения, внимательно наблюдают за ходом перемен и пристрастно оценивают их ход и итоги. Несмотря на значительные подвижки, критическое отношение к реформированию сохраняется. Получается парадоксальная ситуация: с одной стороны, поднимается зарплата и растет оснащенность учебного процесса, а с другой – большая часть работников образования недовольна своим материальным и социальным положением.
Отражается на настроениях немного чрезмерная реклама успехов реформирования. От ежедневных сообщений о замечательных переменах и заботе о статусе и положении учителя и школы складывается ощущение, что все вокруг прекрасно. Как следствие, даже самые прагматичные работники сферы уже обращают внимание не на положительную динамику в обеспечении образовательного процесса и размера зарплаты, а сравнивают свои потребности и образ официального благополучия с реальным положением. И это не смотря на то, что серьезная модернизация только началась.
Также на настроения школьного учительства отражается усиливающаяся неопределенность в том, чему и как учить. По заверениям высокопоставленных чиновников, относительная свобода в выборе программ обучения у вузов сохранится, а то и увеличится. Но громкая кампания в СМИ, заявления представителей власти, научной и педагогической общественности о школьных учебниках и программах, а также новые, еще разрабатываемые стандарты среднего образования, - все это вызывает опасения. Но не одинаковые. Консервативная часть устала от перемен, а творческие учителя опасаются исчезновения вариативности, и те и другие - жесткой регламентации со стороны чиновничества, многие - вмешательства со стороны «общественности».
В этой связи слова выступления президент перед членами Совета Федерации педагогическая общественность воспримет неоднозначно. «Нужно наконец избавиться от стереотипа, что «социалка» -- это исключительная вотчина государства… Поэтому надо сокращать избыточное госрегулирование в социальной сфере, убирать разного рода административные барьеры», - подчеркнут глава государства, говоря о привлечении частного бизнеса и общественности к решению проблем социальной сферы.
Влияет на настроения также степень застарелости проблем и природная неприспособленно отрасли к переменам. Например, как выше говорилось, сложно идет привлечение общественности к управлению образовательными учреждениями и введение новой системы оценки качества образования. Условия для этих перемен, создаваемые на нормативно-правовом уровне, - это только первый шаг. После реорганизации должна пройти организация – людям, вовлеченным в образовательный процесс, предстоит заново осмыслить изменившуюся ситуацию и свое место в ней, понять, как действовать в новых условиях. Это процесс долгий, а в традиционно консервативной сфере образования - болезненный. Можно ли здесь торопиться?
Реализации большинства направлений нацпроекта «Образование» продолжится вплоть до 2010 года. Об этом было заявлено в декабре 2007 года на заседании межведомственной рабочей группы по нацпроекту «Образование». Среди новых направлений нацпроекта совершенствование школьного питания, дошкольные учреждения, повышение квалификации работников образования.
По материалам сайта pedsovet.org