Власти нашли способ решить главную проблему национального проекта «Здоровье» – нехватку кадров: всех выпускников российских медвузов обязали отработать дальнейшее образование
Опубликовано 31 января 2008Власти нашли способ решить главную проблему национального проекта «Здоровье» – нехватку кадров: всех выпускников российских медвузов обязали отработать дальнейшее образование. Уже с марта вакансии в лечебных учреждениях начнут заполняться вчерашними студентами медвузов. У них не будет другого выбора: продолжить обучение после интернатуры без трудового стажа с этого года нельзя. И хотя во всем мире считается, что сразу после медицинского института врач, несмотря на диплом, еще не готов к самостоятельной работе, именно к этому фактически принуждают российских выпускников.
Проблему нехватки врачей в Минздравсоцразвития решили просто и эффектно. Перед самым началом 2007/08 учебного года были внесены изменения в действовавший с 1999 года приказ «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В перечне этих специальностей к двум существовавшим графам «Основная специальность» и «Специальность, требующая дополнительной подготовки» добавили еще одну – «Специальность, полученная в вузе». А в примечание, где говорилось о возможности получения дополнительной подготовки, добавили положение об обязательном трудовом стаже – не менее трех лет по основной специальности.
Эти изменения, во-первых, приравняли молодых интернов к врачам-специалистам. А во-вторых, не оставили выбора тем из них, кто намерен работать в медицине и получать углубленную подготовку, а без этого при сегодняшнем уровне специализации врачей не обойтись. Теперь, как в старые советские времена, выпускник вуза должен пройти интернатуру, потом сразу же отработать три года по распределению. И лишь после этого молодой специалист может продолжить образование в медицинской ординатуре. То есть весь выпуск интернов из медицинских вузов 2008 года направится прямым ходом в поликлиники. Причем не только терапевтами, но и, например, стоматологами или хирургами. Распределение пройдет уже через месяц.
Официальной целью изменений стало «совершенствование организации послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения».
Однако, как отмечает издание, нигде в мире вчерашний выпускник не допускается в первичное звено – он должен несколько лет стажироваться, изучать смежные дисциплины, осваивать экстренную помощь, и лишь затем стать «ответственным диспетчером» при встрече пациента с системой здравоохранения.
В медицине, чтобы действительно стать врачом, надо учиться после института, дающего багаж теоретических знаний, еще минимум три года. Это позволяет получить практические навыки общения с больным и его родственниками, научиться трактовке лабораторных данных, инструментальных обследований, логике дифференциального диагноза. Только в ординатуре за три года в стационаре ему показывают разные случаи, проясняют диагнозы, демонстрируют «маски заболеваний», поскольку один и тот же симптом может иметь происхождение от сотни заболеваний и так далее. Без этого студент вынужден учиться на больных. В институте учат причинам и механизмам развития болезней, объясняют принципы классификации лекарств и механизмы действий. Но теоретические знания бессмысленны без их практического применения.
Специалисты ведущих центров на условиях анонимности говорят, что этот провал окажется фатальным, поскольку и сейчас молодежь на кафедры не стремится. Следовательно, предложенная Минздравсоцразвития схема, с одной стороны, снизит качество первичной медицинской помощи, с другой – уничтожит научные и педагогические кадры. Как это уже стало нормой – студенты медвуза, не желающие закрывать собой прорехи в кадровых расписаниях поликлиник, найдут пристанище в фармацевтических фирмах или вообще уйдут из медицины.
Кроме того, определенно сократятся «педагогические нагрузки» на медицинских кафедрах и в НИИ, и начнется сокращение ставок: учить будет некого. Нагрузка и ставки исчисляются от числа студентов, интернов и ординаторов. Последние – довольно существенная составляющая педагогической ставки.
«Зато демонстрируется эффективность национального проекта «Здоровье». Годом раньше бывший министр Зурабов уже докладывал, что студенты со скамьи отправились врачами общей практики, – иронизирует заведующий кафедрой гематологии и гериатрии ММА им. И. М. Сеченова Павел Воробьев. – Это здорово для всех, кроме больных: их будут лечить недоучки».
Можно предположить, что сделано это с благой целью – заставить молодых врачей отработать полученное образование (а оно до сих пор на 100% бесплатное). Тем не менее, и российская, и западная практика говорит о том, что студенты, прошедшие лишь одногодовую интернатуру, еще только становятся врачами, и они не могут и не должны оказывать самостоятельную помощь в поликлиниках.
Об этом сообщает сайт newsru.com.