Поволжский Образовательный Портал

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко: "Мы готовы к новой революции. Нанотехнологической"

Опубликовано 11 февраля 2008

8 февраля - День российской науки. О значении науки и образования в современном обществе и о проблемах, которые возникают на пути реформирования этих важнейших областей человеческой деятельности, министр образования и науки России Андрей Фурсенко на уже традиционной встрече в редакции беседовал с журналистами "Известий".

На нано выделено немало

вопрос: Андрей Александрович, как и на прошлой нашей встрече, давайте начнем с нанотехнологии. Тогда вы сравнили ее с "Лего", из которого можно составить любую конструкцию.

ответ: На одном из последних заседаний правительства было зафиксировано, что меры, предпринимаемые сегодня государством по научному и организационному обеспечению развития наноиндустрии, являются адекватными. Возьмем хотя бы финансовую сторону вопроса. Только в текущем году на исследования в этой области предстоит израсходовать 12 млрд руб. Выделено на развитие соответствующей инфраструктуры отрасли более 20 млрд руб., в том числе более 4 млрд руб. в рамках национального проекта "Образование". Создана корпорация "Роснанотех" с капиталом 130 млрд руб., который по закону должен расходоваться на развитие национальной индустрии. Более 150 российских научных организаций ведут фундаментальные, поисковые исследования и разработку нанотехнологий. Уже пройдены основные этапы в области нормативно-правового обеспечения, в частности, приняты концепция, план действий по стимулированию развития наноиндустрии, выделены приоритетные направления НИОКР, наконец, разработана комплексная Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 г.

Важнейшая задача теперь - обеспечение необходимой коммерциализации получаемых научных результатов. Решение этой задачи уже начато. На том же заседании правительства были озвучены по крайней мере пять направлений коммерческого использования нанотехнологий.

Во-первых, это новые конструкционные материалы, прежде всего новые виды сталей с уникальными свойствами. Потенциал рынка здесь оценивается в 150-200 млрд руб. в год. Во-вторых, это катализаторы и каталитические мембраны для очистки и переработки легкого углеводородного сырья - направление, которое активно развивается в новосибирском Институте катализа, ряде коммерческих фирм, и здесь рынок составляет сотни миллиардов рублей. В-третьих, биочипы для экспресс-анализа и диагностики особо опасных инфекций и социально-значимых заболеваний - туберкулез, гепатиты В и С, ВИЧ. Нам ежегодно требуются миллионы таких анализов.

Следующая тема - новые источники света. Можно уверенно сказать, что через 5 лет вся светотехника будет создаваться на светодиодах. Только российский рынок может достичь 70 млрд руб. (а мировой - $60 млрд). И на этом рынке мы абсолютно конкурентоспособны.

Наконец, технологическое и диагностическое оборудование. Это не такой большой рынок: он оценивается примерно в $1 млрд в год. Но это крайне важное, критическое, в том числе с точки зрения технологического и научного лидерства направление, на котором работают в мире небольшое количество даже не стран, а фирм. Здесь у нас очень неплохие наработки, например, в Зеленограде.

Все предпосылки для развития наноиндустрии в России имеются. Вопрос теперь в наращивании объемов производства нанотехнологической продукции. И это также требует дополнительных мер со стороны государства и в первую очередь решения вопросов регулирования и разработки необходимых стандартов. Например, принятия новых Санитарных норм и правил освещения помещений с применением светодиодов или очистки питьевой воды с использованием наномембран.

в: Было сообщение, что некая английская организация отказалась от сертификации продуктов нанотехнологии, ссылаясь на неизученность последствий их использования. У нас развивается эта тема безопасности?

о: Пока нигде в мире не проведено достаточно глубоких исследований, которые позволяли бы в полной мере оценить потенциальные риски использования наноматериалов. Вместе с тем существует опасность и неправильного применения нанопродукции и недобросовестных производителей, уже рекламирующих гуталин и некие кремы с наночастицами. Мы обсуждали это с Геннадием Онищенко (главный санитарный врач России. - "Известия") и пришли к выводу, что нужны не только ответственные специалисты и научные структуры, которые будут проводить соответствующие исследования (деньги на эти цели предусмотрены), но также необходимо активное участие СМИ, широкой общественности для привлечения внимания к этой проблеме.

в: Хорошо, вот следующий вопрос - какова судьба научных центров и технопарков, которые считались центрами прорыва в нашей науке?

о: Они живут и в большинстве своем успешно развиваются. В 2006 году правительством одобрена Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Сейчас у нас около 120 активно действующих технопарков и инновационно-технологических центров. В них работают более 1200 малых предприятий с общим числом сотрудников почти 20 000 человек и объемом производства свыше 30 млрд руб. в год.

Но надо помнить, что технопарки - это оболочка, интерфейс между наукой и коммерцией. А научные и экономические успехи зависят не только от оболочек, но и от их наполнения. Что касается научных центров, то их роль сегодня меняется. Если в начале 90-х годов они создавались для сохранения нашей прикладной науки, то сегодня они должны быть инструментами научно-технологического развития по приоритетным направлениям. Исходя из этих требований список государственных научных центров пересматривается.

в: Какую надо создать инфраструктуру для развития нанотехнологий?

о: Она ничем принципиально не должна отличаться от инфраструктуры для любой инновационной деятельности в сфере высоких технологий. Это центры коллективного пользования в сфере метрологии и диагностики, информационные сети, технопарки и бизнес-инкубаторы. При этом я хочу подчеркнуть, что мы можем поддерживать инфраструктурные и технологические проекты, но создать искусственно целую индустрию невозможно. Либо она самоорганизуется, опираясь на поддержку государства, и тогда все пойдет нормально. Либо нет, и тогда никакими административными способами мы ничего серьезного не добьемся.

в: Нет ли сопротивления на пути инноваций? Можно себе представить, к примеру, как реагируют ламповые заводы на появление светодиодов.

о: С подобными проблемами при внедрении инноваций сталкиваются абсолютно все страны. И здесь очень важна роль государства, призванного где надо стимулирующими, а где надо - предписывающими, административными мерами способствовать масштабной коммерциализации новейших высоких технологий, направленных на повышение качества жизни и обеспечивающих конкурентоспособность страны в целом.

в: Как идет реорганизация Академии наук?

о: Академия ведет последовательную, планомерную и давно назревшую работу по модернизации своей деятельности. В частности, разработан, принят общим собранием и утвержден правительством новый Устав РАН с рядом совершенно необходимых новаций и изменений. Этот устав значительно расширил возможности академии, дал ей небывалую самостоятельность и при финансировании, и при выборе тематик исследований. Но одновременно и совершенно логично РАН взяла на себя и существенно большую ответственность. В рамках этой же работы в конце прошлого года в правительство была представлена Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. Впервые за все время существования российской науки она получает на исследования из государственного бюджета такую значительную сумму - более 250 млрд рублей.

"Бедный" учитель - уже неправда

в: Оплата труда ученых выросла, а они по-прежнему говорят, что им мало платят...

о: Да, говорят. Но давайте посмотрим, например, по Академии наук. Сейчас в среднем здесь получают по 20 тыс. руб. в месяц, а в конце этого года будет не менее 30 тыс. В эту сумму входит не только базовый оклад, но и надбавки, выплачиваемые за счет целевых грантов, внебюджетного финансирования. Точно так же в московских и питерских вузах средние зарплаты профессоров составляют от 30 до 50 тыс. А в школе... В Москве сейчас средняя зарплата учителя 21 тыс., а некоторые зарабатывают до 90 тыс. руб.! Зарплата поднимается, это факт. Другое дело, что надо изменить систему, уйти от единой тарифной сетки, чтобы дать возможность руководителям школ, вузов, научных институтов формировать оклады, не ограничиваясь барьерами разрядов и ставок, включать в них оплату за все виды педагогической и научной деятельности, использовать стимулирующий фонд для поощрения высоких результатов и качества работы, Хотя никогда учителя не были среди самых высокооплачиваемых людей, вводимая система оплаты труда позволяет реально менять ситуацию. Например, в Краснодарском крае уже сегодня в 40 процентах муниципальных образований средняя заработная плата учителей превышает среднюю по региону.

Других детей у нас нет

в: У учителей до сих пор сохранилось сознание "маленького человека", которому недоплачивают, и поэтому он будет недоделывать. Новый материал многие из них объясняют скороговоркой, как попало - и родители сидят с ребенком до ночи, разбирая с ним то, что вообще-то он должен был уяснить в школе.

о: Учителя часто говорят: вы нам сначала заплатите, а потом мы начнем эффективно работать. Считаю, что это неверный подход. Мы улучшаем условия труда и ищем возможности повышения зарплаты по результатам. У учителей появляется возможность высокую зарплату заработать. У нас сегодня главная задача не просто повысить зарплату, а увязать ее с качеством. И это качество должен оценивать не только директор школы, но и управляющий совет, и даже сами ребята. Мне говорят, что дети всегда будут за тех, кто добрый. А я говорю: и это правильно, качество работы учителя в том числе и в уважительном отношении к ребятам. Но в конечном счете они будут за тех, кто их хорошо учит.

в: К тому же, у нас нет других учителей...

о: И детей других у нас нет. А школа для того, чтобы все дети получили хорошее образование. Первое, с чего надо начинать, - это готовить директоров школ. Директор школы каждодневно работает непосредственно с детьми, родителями, учителями. И значит, он должен быть и отличным менеджером, и высокопрофессиональным педагогом, понимающим, как сказываются его управленческие действия на жизни, здоровье и развитии учеников.

в: Прояснилась ли ситуация с Единым экзаменом?

о: В прошлом году принят закон, определяющий ЕГЭ основной формой итоговой аттестации. Иногда говорят про фальсификации при проведении ЕГЭ. Все можно подделать, даже купюры. Но могу сказать совершенно определенно - обмана на экзаменах стало существенно меньше, чем было раньше. И работа по обеспечению информационной защищенности системы проведения ЕГЭ продолжается. Здесь многое можно сделать, используя предусмотренный в процедуре ЕГЭ институт общественных наблюдателей. Разговоров о возможности фальсифицировать результаты стало гораздо меньше. Кроме того, улучшаются контрольно-измерительные материалы. В них растет число заданий на понимание и применение знаний.

Наука "с перебором"

в: Правильно ли считать, что нанотехнологии - это не узкая специальность, а относятся к универсальным, объединяющим знаниям?

о: Если говорить, например, про науки о жизни - "живые системы", то их обычно разделяют на отдельно биотехнологию, отдельно медицину, отдельно генетику и так далее. А мы должны изучать эти предметы в единстве. Крайне интересно в рамках новых образовательных подходов собрать в одну магистратуру бакалавров из самых разных областей. Например, бакалавров в области биологии, физики, химии и устроить магистратуру по направлению "нанотехнологии". Я думаю, что законодательно мы обеспечили сейчас интеграцию науки и образования, сняли искусственные барьеры. И очень важно, чтобы мы сохранили интеграцию различных направлений науки - то, что всегда было в России. Например, Курчатовский институт формально создавался для решения атомных проблем, но там была и генетика, и физика элементарных частиц, и многое другое. При такой междисциплинарности мы имеем конкурентные преимущества, потому что в других странах эта "мешанина" в силу экономических причин была изжита. А у нас, в Советском Союзе, все делали "с перебором", и эта система сохранилась и как раз сейчас оказалась очень востребованной.

в: Нанотехнологии уже начинают критиковать: например, за то, что деньги уходят в пустоту...

о: Таким критикам мог бы посоветовать сначала хотя бы попытаться разобраться, о каких деньгах ведется речь. Замечу при этом, что сфера нанотехнологий (в силу отведенной ей особой роли локомотива наукоемких отраслей отечественной промышленности) сегодня максимально открыта и прозрачна для общественности как в финансовом, так и в организационном плане. Так вот если говорить о средствах бюджета, например затратах по федеральной целевой программе "Исследования и разработки", то в прошлом году профинансировано исследований на сумму около 5 млрд руб. Я могу сказать с уверенностью, что эти деньги не пропали, а пошли на дело, в чем каждый может убедиться. Что же касается средств, выделенных госкорпорации "Роснанотех", то эти деньги еще не истрачены, кроме очень небольшой суммы на создание самой корпорации. Специальный федеральный закон очень жестко регламентирует их использование лишь на те цели, ради которых создавалась корпорация. Благодаря этой норме и публичности деятельности Роснанотеха любой желающий сможет увидеть, сколько потрачено и насколько эффективно.

в: Но как быть с тем, что переход от научных исследований к производству и продаже требует совершенно другого образования?

о: Мы привыкли к тому, что учить надо исключительно на творцов. Постепенно у нас высшее образование стало всеобщим, а эта логика так и осталась. Представляется, что наряду с теми, кто создает новые знания, нам надо воспитывать и обучать тех, кто их потребляет, но не в обывательском плане, а в умении использовать то, что уже наработано наукой. Не надо каждый раз изобретать велосипед, но необходимо эффективно использовать имеющиеся идеи и решения. Надо учить интеллектуального пользователя.

Дело не только в нефти

в: Есть такое, о чем хотелось сказать, а мы об этом не спросили?

о: Недавно беседовал с ректорами, они перечислили все сегодняшние проблемы и недостатки - я им сказал: друзья, я вас не агитирую, но вы посмотрите просто: что было 8 лет тому назад? Что творилось в стране, в образовании, в науке? А ведь дело далеко не только в выросших ценах на нефть. У нас был период в 70-х годах, когда цены тоже были огромные - и ничего не происходило, был застой. Я считаю, что мы создали законодательную и нормативную базы, создали те институты, которые позволяют их реализовать. Практически мы готовы к новой научной и технологической революции. Нанотехнологической.

Поздравление министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко с Днем российской науки

Дорогие друзья!

Поздравляю вас с Днем российской науки!

Виновниками торжества сегодня являются более 750 тысяч русских ученых, самоотверженно работающих в научных институтах, лабораториях, на вузовских кафедрах, опытных производствах, испытательных полигонах. Подвижнический труд и преданность делу науки являются движущей силой многих позитивных перемен в истории человечества.

Последние годы в развитии мировой науки характеризуются новым прорывом в сфере высоких технологий. Базой для него стали результаты исследований в самых различных областях: материаловедении, электронике, биологии, атомной физике - и практически везде вклад российских ученых был и остается наиболее весомым.

Сегодня страна располагает достаточным научным и кадровым потенциалом для ускоренного развития работ по наиболее перспективным научным направлениям: наукам о жизни и информационно-телекоммуникационным системам, рациональному природопользованию, энергетике и энергосбережению, индустрии наносистем и материалов.

Мощный импульс кадровому обеспечению в науке дал приоритетный национальный проект "Образование". Он активизировал развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, обеспечил обновление материально-технической базы и открытие новых образовательных специальностей, стимулировал развитие ведущих научных школ и привлечение молодых специалистов в сферу исследований.

Растут авторитет профессии ученого в обществе, моральная и материальная поддержка его труда, и перед молодежью раскрываются новые возможности для реализации самых смелых исследовательских идей. Уверен, очень скоро молодой ученый станет героем нашего времени.

Многое из того, что сегодня предлагается учеными, поначалу выглядит научной фантастикой, но спустя несколько лет эти идеи становятся реальностью. Успешных результатов можно добиться только в процессе упорного научного поиска и нацеленности на позитивный итог.

Желаю крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, профессиональной интуиции и роста, увлеченности, оригинальных решений и находок в исследованиях, новых открытий во славу российской науки и государства.

Министр А. Фурсенко

 

Другие матералы рубрики: