Межрегиональная научно-практическая конференция, показала, что стремление совмещать научную и педагогическую деятельность у преподавателей российских вузов достаточно велико
Опубликовано 21 февраля 2008Наука в вузе - сфера особо почитаемая. Считается, что тот, кто ею не занимается, не станет и хорошим преподавателем. Межрегиональная научно-практическая конференция, состоявшаяся на днях в стенах Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института, показала, что стремление совмещать научную и педагогическую деятельность у преподавателей российских вузов достаточно велико. Один только МГЭИ, организатор конференции, выступил на ней почти полным составом своего местного филиала. К коллегам присоединились преподаватели Балтийского института, филиал которого тоже действует в Мурманске. Заочно участвовали в обсуждении петрозаводчане (их статьи были опубликованы в брошюре, изданной к конференции). Основной темой встречи было совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
- Российская наука эффективна, и будущее у нее есть. Это будущее мы сегодня и формируем, - таким был зачин разговора, обозначенный во вступительном слове замдиректора по науке филиала МГЭИ, кандидата философских наук, доцента Елены Масловой. И все дальнейшие выступления участников конференции, чему бы ни были посвящены - особенностям профессионального самосознания преподавателя; роли студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов или развитию логического мышления у школьников и студентов, - все они в принципе сводились к одному: как качественно и эффективно сформировать это будущее, говорили о том, что в первую очередь молодого человека надо учить учиться - добывать знания, самостоятельно работать. Мысль, честно говоря, не новая - новые обстоятельства. Когда зашла речь о самостоятельной работе, тут же вспомнили Интернет, который стал для многих студентов этакой скатертью-самобранкой: рефераты, курсовые, сочинения - все можно беззастенчиво содрать из Всемирной сети...
О том, кого учат в вузе, то есть о самом студенте, говорили много. Серьезная тема - профессиональная мотивация студентов негосударственных вузов. Проблема в том, что нередко она отсутствует как таковая. Кто-то хочет «просто получить диплом» - и не очень важно какой, кто-то учится для общего развития... Здесь-то и приоткрылась мне загадка повального стремления молодых людей обрести «корочки» юриста или экономиста. Не первый год в стране переизбыток таких специалистов, а ребята все стучатся в двери этих вузов. Оказывается, не только потому, что профессии эти считаются денежными, но и для него - для общего развития. «Чтобы быть в курсе... в жизни может пригодиться...» - так нередко объясняют студенты.
Участники конференции определили ряд противоречий, существующих в системе высшего образования. Например, между объемом знаний, получаемым в стенах вуза, и тем, которым пользуется молодой специалист. Между пассивной ролью студента и активной специалиста. Между тем, что обучение, как правило, опирается на опыт прошлого, выпускников же надо готовить для будущего, которое сами преподаватели плохо представляют...
Практически единодушным было мнение, что зачастую нынешний студент не готов взять те знания, которые ему дают в вузе. Школа не подготовила? Общество затормозило? Говорили об искусственно создаваемой социальной и даже интеллектуальной инфантильности подрастающего поколения.
- Сколько ни талдычь о великом и могучем русском языке, что слышат молодые люди, покинув аудиторию? «Не тормози, сникерсни!» И так на каждом шагу, - звучали возмущенные голоса.
О формировании духовных ценностей разговор тоже неспроста зашел. Нынешний студент в своей массе откровенно ориентируется на материальные блага. И если нацелился человек стать, скажем, юристом, то, бывает, уже на лекции, изучая законы, смотрит, как их ловчее можно обойти: в жизни, мол, все пригодится.
По этому поводу привели на конференции пример: очень, оказывается, сложно подбирать сотрудников в так называемые консультативные фирмы. Эта проблема есть во всех странах мира. В таких фирмах во главу угла при подборе кадров ставят нравственные качества работника. Почему? Потому что его задача - изучить во всех тонкостях положение дел на предприятии-клиенте и дать ему дельный совет. И всегда есть соблазн: ведь за сведения об этих «тонкостях» конкуренты обследованного предприятия могут выложить весьма солидную сумму. Вот почему так важно, чтобы консультант был не только классным специалистом, но и порядочным человеком, ставил профессиональную честь выше возможного «приработка»... Увы, многие наши студенты не стесняются признаться: за большие деньги - почему бы и нет? Они, сетовали педагоги, вообще мало чего стесняются...
Впрочем, не хочется и сгущать краски. Темные пятна всегда ведь бросаются в глаза... Студенты, как и представители всех прочих социальных групп, - они разные. Директор СЗФ МГЭИ Татьяна Сахневич, с теплотой говоря о своих, рассказала о таких целеустремленных самостоятельных ребятах, что за них можно только порадоваться. Не все ведь получают платное образование с помощью родительского кошелька. Кто-то вкалывает летом, а кто-то и в течение всего года, чтобы иметь возможность учиться дальше. Такие студенты цену хороших знаний понимают прекрасно и абы как, для проформы, заниматься не станут.
говорили еще о многом. И как показалось, разговор был содержательным и полезным. Да и в самом начале конференции ее участники нацелились: то, что сегодня обсудим и решим, уже завтра будем стараться внести в образовательный процесс. Все для того, чтобы процесс этот проходил качественно.
Галина Дворецкая.