В постиндустриальную эпоху экспорт образовательных услуг определяет конкурентоспособность государства
Опубликовано 07 марта 2008В постиндустриальную эпоху экспорт образовательных услуг определяет конкурентоспособность государства. Потому что это не просто экономическая выгода, но и экспансия социальных, экономических и технологических стандартов. Этот процесс невозможен без участия страны в глобальных рейтингах. Россия пока в этот процесс не включена, а медлить уже нельзя. Об этом говорили недавно ректоры, собравшиеся на обсуждение вопроса в МГИМО.
Как сказала директор независимого агентства «РейТор» Ирина Артюшина, глобальные рейтинги – это доступ к мировому рынку знаний, идей инноваций и исследований. Это – усиление национального влияния в глобальной политике. А сегодня еще и многие университеты рассматривают рейтинг как инструмент выражения национальных амбиций. Поэтому ректоры ведущих вузов, собравшиеся в МГИМО, проанализировали создавшуюся ситуацию и пришли к любопытному выводу – создать свой рейтинг. К делу решили привлечь специалистов Института образования ЮНЕСКО (Бухарест), Института образовательной политики (Вашингтон), IREG и других международных институтов.
Рейтингов, признаваемых всеми, не так уж и много: так называемый Шанхайский рейтинг (Академический рейтинг университетов мира), QS–THESS (рейтинг университетов мира, составленный приложением к газете Times), Ranking Webometrics (рейтинг veb-сайтов университетов мира), Leiden Ranking (центр науки и технологии университета Leiden), Тайваньский рейтинг и Индекс международной репутации Австралийских университетов Мельбурнского института. Все они раскрученные и признаются мировым академическим сообществом.
Россия недавно выбыла из топ-списка 500 вузов мира этого рейтинга. А совсем недавно вышел еще один рейтинг – Ranking Webometrics, который в отличие от других учитывает сайты университетов и количество ценных файлов академической элиты университетов. Таким образом, составители обеспечивают дополнительной мотивацией исследователей по всему миру публиковать в Сети больше своих трудов, делая их доступными для своих коллег независимо от места их нахождения. Согласно последним данным, в первую тысячу рейтинга входят 369 американских вузов. Они занимают первые 24 места. Лишь на 25-м месте расположился Университет Торонто. Лучший европейский вуз – Университет Оксфорда – занимает 37-е место. Всего в первой тысяче рейтинга представлены 52 страны мира, в том числе и Россия. Составителями было изучено 495 сайтов российских вузов. При этом в число 5000 ведущих университетов их вошло 123. Сайт Московского госуниверситета занимает 129-е место. Вуз показал очень хороший результат по показателю Visibility (число уникальных внешних ссылок на страницы сайта). Наиболее проблемный показатель для любого нашего вуза – это число «ценных файлов», выложенных на сайте. Все остальные российские вузы не входят даже в Top 500 рейтинга и существенно уступают МГУ.
На каком же месте находится сегодня Россия в остальных топ-листах? Примерная картина места России в мировом научном сообществе такова: в Шанхайском – мы в топ-списке 101, в Ranking Webometrics – на 129-м месте, в Тайваньском – входим лишь в топ-300. Причем речь идет о достаточно скромном представительстве России. Миру известны лишь МГУ, иногда СПбГУ и еще реже МГТУ имени Баумана.
Результаты, скажем прямо, не впечатляющие. Конечно, недостатки всех этих рейтингов существенны и известны. Эксперты указывают, прежде всего, на ограниченность набора показателей рейтинга и субъективность подбора весомых коэффициентов показателей. Достоинства, впрочем, у таких рейтингов все же есть. Это прозрачность используемых процедур и регулярность оценки. В общем, повис вопрос: как относиться к таким глобальным рейтингам? Раньше преобладающей была точка зрения, что нам не надо играть в эти игры. Пусть играют в наши. «Много ли в стране вузов, где четыре академика являются заведующими кафедр? Нигде в мире нет такого. Наша научная школа уже давно сформировалась. А в каком рейтинге это можно учесть?» – спрашивает ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. Или одно время доминировало мнение, что играть в рейтинговые игры может и не получиться. «Международные рейтинги вузов увязаны с успешностью выпускников. Там имеют значение уровень зарплат выпускников, выгодное трудоустройство, выгодное позиционирование на рынке труда. Российские университеты дают знания, диплом, а не возможность трудоустройства, – пояснил ректор ИПОП "Эврика" Александр Адамский. – У нас доминируют образовательные стандарты и отсутствуют профессиональные».
Об этом сообщает сайт ng.ru