Сегодня в России открыто немало бизнес-школ - как в рамках университетского образования, так и на базе независимых консалтинговых и тренинговых служб
Опубликовано 14 марта 2008Без грамотного руководства любое начинание обречено на провал, а тем более - коммерческий проект. Сегодня представители топ-менеджмента российских деловых структур отдают себе отчет в важности подготовки управленческих кадров. Благодаря объемному спросу рынок бизнес-образования предлагает широкие возможности для обучения и продолжает активно развиваться. Однако методики, заимствованные из образования научного, не всегда соответствуют запросам бизнеса и требуют адаптации в сторону практики.
Сегодня в России открыто немало бизнес-школ - как в рамках университетского образования, так и на базе независимых консалтинговых и тренинговых служб. Среди факультетов МГУ имени Ломоносова - Высшая школа бизнеса, Высшая школа государственного администрирования, Высшая школа управления и инноваций и Высшая школа инновационного бизнеса (последние три дают последипломное образование). В МГИМО подготовка кадров управленцев-международников уже в течение шести лет осуществляется на факультете международного бизнеса и делового администрирования. Существует и Государственный университет управления, и множество других вузов, в названиях которых так или иначе фигурируют слова "менеджмент" или "бизнес".
Отдельной строкой проходят корпоративные центры обучения при крупных компаниях - они могут оказывать информационные услуги "вовне", но в первую очередь все же ориентированы на обучение собственных сотрудников. Согласно проведенному в середине 2007 года исследованию компании "Амплуа-Брокер" (владеет порталом Trainings.ru), подобные центры содержат такие крупные компании, как "Росгосстрах", РАО "ЕЭС России", МТС, "Вымпелком", Alcatel, Shell, BSGV, "Норильский никель", "М.Видео", DHL, "Ростелеком", Банк ВТБ, Danone, Nestle и "Вимм-Билль-Данн".
Дружба с пользой
Тем не менее специалисты оценивают уровень образования в российских бизнес-школах ниже западного и отмечают, что пока они не могут обходиться без западной информационной поддержки. "Это нужно все-таки с огорчением признать", - говорит ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников. Ситуация подталкивает к сотрудничеству с западными партнерами, но на данном этапе большинство таких "альянсов" видят свою задачу в простой передаче учебных материалов и организации зарубежных стажировок. Но, во-первых, это мало приемлемо из-за высокой загруженности менеджеров, а во-вторых, приводит к поверхностному заимствованию информации без качественного анализа, что в будущем чревато опасными ошибками.
Реальная польза, полагает Сергей Щенников, будет только в том случае, когда целостная технология обучения не будет искажаться при переходе на "российские рельсы". Исходя из этого критерия - после длительных поисков западного партнера - Международный институт менеджмента ЛИНК выбрал Открытый университет Великобритании - лидера дистанционного образования в Европе: именно такая форма позволяет эффективно сочетать обучение менеджеров с работой.
Не сидите за партой
Еще один принципиальный минус российской системы бизнес-образования, по мнению Щенникова, в ее академичности. До сих пор считается, что основа его качества - вложение в умы максимального количества информации, знаний, а также хорошая память, усидчивость и дисциплина. Но эта модель была рассчитана на научную элиту, а не на бизнесменов-практиков. Бизнес-образование должно быть направлено на развитие компетентности и реальных навыков, поэтому просто грамотно составленных учебников недостаточно. Нужна система учебных мероприятий и тренингов, реализующих эту задачу.
По словам декана Школы бизнеса МГУ профессора Олега Виханского, в XXI веке на первый план выходит человеческий фактор - в особенности фактор эффективности управления. Любопытно, что, согласно отчету "Амплуа-Брокер", на данном этапе российские руководители больше, чем западные, обеспокоены развитием своего менеджмента. Так, 67% российских отделений международных компаний не имеют локальных программ для обучения менеджеров высшего звена. При этом у них есть возможность предоставлять им обучение, организованное головными офисами, в глобальных корпоративных университетах. Кроме того, ввиду ограниченных возможностей обучение топ-менеджеров в западных компаниях не имеет систематического характера.
В случае с российскими компаниями у 84% из них систематические программы развития персонала начинались с обучения топ-менеджеров. Большинство создает программы высочайшего уровня, привлекая ведущие мировые бизнес-школы и спикеров, из которых наиболее популярные - INSEAD, SSE Russia, IMD и "Сколково".
Инвестиции в образование менеджеров оправданы как минимум с той точки зрения, что, как подчеркивает Щенников, нет ничего более дорогостоящего, чем ошибки управленцев, влекущие за собой негативные последствия. Конкретная сумма всего ущерба, вызванного такой ошибкой, не поддается точной оценке. И если количество стратегических неудач удастся снизить хотя бы вдвое, это будет огромным достижением.
По материалам того же отчета "Амплуа-Брокер" стоимость одного тренинг-дня различается в зависимости от того, проводит его российская или западная компания. Статистика такова: отечественным тренерам (выборка - 15 опрошенных компаний) 7% компаний платят менее 27 тыс. руб. за день тренинга, 53% - 27-50 тыс. руб. и 40% - 50-100 тыс. руб. Гонорары зарубежных преподавателей существенно выше (выборка - 8 компаний): 12% платят менее 100 тыс. руб., 63% - 100-250 тыс. руб. и 25% - более 250 тыс. руб. Кроме того, образовательные услуги диверсифицируются: из тех же 23 игроков рынка, среди которых проводился анализ, все без исключения оказались готовы оплачивать образовательные услуги "извне", но только треть из них выделяет средства на "внутренние" меры - проверку эффективности, тимбилдинг и порядка 20% - на маркетинг учебных программ.
По словам директора портала Trainings.ru Юлии Ужакиной, тренинговые компании теперь все чаще встраивают в свои курсы элементы коучинга, электронного и интерактивного обучения, стажировок и внутренних конференций, а также программы смешанных форматов, сочетающих новаторские и традиционные методы. Развивается и направление симуляционных игр, которое во всем мире признано одним из наиболее эффективных методов. Конечно, разнообразие в обучении практикуют не во всех компаниях, но как у клиентов, так и у экспертов появилось желание экспериментировать с формами обучения сотрудников.
История вопроса
Историческая родина бизнес-образования - США. Учебные заведения для менеджеров появились там в конце XIX - начале XX века, и первым из них в 1886 году стала Школа бизнеса Пенсильванского университета. Спустя пять лет Университет Дарема выдал первый диплом МВА. Знаменитая Школа бизнеса Гарварда возникла в 1916 году, за три года до объединения университетских школ бизнеса Америки в отдельную ассоциацию AASB, существующую по сей день.
Принципиальная заслуга первых управленческих учебных заведений - в появлении самого понятия профессионального руководителя в бизнесе и выделения менеджмента в самостоятельную науку.
В России развитие бизнес-образования можно отследить с начала XX века, когда в 1907 году возникло Высшее коммерческое училище - специализированное учебное заведение, позже преобразованное в Российскую экономическую академию имени Плеханова. В 1965 году в Московском инженерно-экономическом институте имени Орджоникидзе была сформирована первая кафедра управления, а в 1977 году появилась Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР. Подготовка непосредственно по специальности менеджмент открылась в экспериментальном порядке в конце 80-х.
Об этом сообщает издание Известия.