Слишком часто подросток даже на пороге выпуска весьма смутно представляет своё профессиональное будущее. Как родителям помочь своему школяру правильно определиться с выбором?
Опубликовано 25 марта 2008«Кем ты хочешь быть?» - любимый вопрос, который задают детям взрослые, причём эдак лет с трёх. Но счастье, если ребёнок определится в своих желаниях хотя бы классу к десятому. Слишком часто подросток даже на пороге выпуска весьма смутно представляет своё профессиональное будущее. Кстати, это повод для серьёзного стресса, в который погружается ученик выпускного класса. Есть даже термин: «синдром выпускника». Как родителям помочь своему школяру правильно определиться с выбором?
Хочу и могу
Помните старую присказку: «И чтоб наши желания совпадали с нашими возможностями!». Между прочим, она как нельзя лучше характеризует принцип выбора профессии. И дело даже не в возможностях платить за престижный вуз. Мало хотеть быть популярным телеведущим, адвокатом, бухгалтером - надо иметь к тому склонности, внутреннюю тягу, а ещё - нужные черты характера.
Вот почему психологи дружно советуют – родителям вместе с подростком попробовать разобраться, какие у него: первое – интересы, второе – объективные способности (и не только врождённо-природные, но и те, что нажиты непосильным трудом в школьные годы), третье – личностные черты характера. Можно провести такой анализ самостоятельно или, порывшись в Интернете, воспользоваться тестами. Но лучше не гадать на кофейной гуще, а довериться психологам-профконсультантам, которые помогут разобраться в лабиринтах возможностей ребёнка. Найти такие услуги несложно. Проходить профориентационную диагностику можно начинать с 7-го класса.
Рассказывает Елена ТОМАС, психолог-консультант центра мониторинга качества подготовки специалистов ВГУЭС:
- Благодаря специальным диагностическим шкалам можно определить степень сформированности образа будущей профессии, оценить степень интереса к каким-либо видам деятельности(техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа, риск), получить объективную оценку способностей (вычисления, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание), увидеть личностные черты характера (активность, согласие – то есть уровень конфликтности, самоконтроль, эмоциональная стабильность).
Важно не игнорировать, а чётко понимать тот факт, что у каждой профессии есть свои определённые требования, которые должны быть соотнесены с так называемыми профессиональными важными качествами и психологическими особенностями ребёнка.
А стоит ли идти в «Павлы Астаховы»?
Например, если интерес к общению не слишком яркий, то вряд ли стоит выбирать такие профессии, как менеджер по персоналу, преподаватель, врач, психолог, парикмахер, социальный работник, журналист, менеджер по туризму, юрист, бармен, стюардесса, официант. Зато при наличии высоких показателей по шкале «знак» можно выбирать профессии, связанные с цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами, поиском и анализом информации – бухгалтер, программист, экономист, радиоэлектронщик, документовед.
Высокие результаты в шкале «бизнес» могут получить ребята, которые чётко проявляют интерес к таким особенностям этой сферы, как риск, неопределённые условия, постоянные изменения обстоятельств. Плюс повышенная эрудиция, тяга к обновлению знаний. Таким стоит получать какое-то базовое образование с перспективой на предпринимательство, остаётся только выбрать, с чем или кем нравится иметь дело – с машинами, людьми, знаками, природой и т.д.
О многом может сказать и оценка способностей, приобретённых уже навыков. Если к старшим классам объём словарного запаса ниже среднего, написание любого текста вызывает зубовный скрежет (всё это – способности в сфере лексики), то лучше сразу ориентироваться на технические, естественно-научные, экономические профессии, где не надо будет никого ни в чём убеждать и удивлять ораторскими способностями. Так что путь в адвокаты, как ни печально, закрыт. Да и с изучением иностранных языков может быть сложно. Зато в качестве технолога пищевой промышленности, повара, водителя, механика автосервиса ему цены не будет.
У кого-то к подростковому возрасту неплохо развита абстрактная логика – то есть способность рассуждать, анализировать ситуацию, делать из неё выводы, стратегически мыслить. Значит, можно выбирать профессию юриста, следователя или управленческие специальности – в расчёте на удачную карьеру.
Огласите, пожалуйста, весь список!
Активность как черта личности открывает дорогу к таким специальностям, как экспедитор, менеджер по рекламе, по закупкам, риэлтор, менеджер по туризму, маркетолог – всё это, конечно, при совпадении других качеств.
А вот в таких профессиях, как водитель, пилот, каскадёр, пожарный, спасатель, потребуется повышенный уровень внимания. Плюс склонность к риску! Кстати, внимания требует кропотливая, монотонная работа с цифрами, чертежами (проектировщик, операционист, программист, экономист, налоговый инспектор, землеустроитель).
- Сложности выбора профессии возникают ещё и потому, что ребята попросту не ориентируются в мире профессий, не понимают их содержания, - продолжает Елена Томас. - Второй момент – не всегда могут адекватно соизмерять свои интересы со способностями. Нередко сталкиваемся с пассивной позицией «за меня уже решили родители», что снимает ответственность за собственную судьбу. Может, родителям всё же не стоит принимать решение за своё чадо, мотивация исключительно должна быть собственная, но, с другой стороны, не стоит и сваливать всю тяжесть ответственности на самого подростка, демонстрируя «демократичность» - пусть сам выбирает. Специалисты считают: выбор профессии во многом влияет на судьбу человека, и потому родители несут тут прямую ответственность.
А потому – выбираем вместе, знакомим ребёнка с разными профессиями, листаем сайты вакансий и рассказываем, что почём, идём в офис к знакомым и интересуемся, как там строится их рабочий график. Читаем обзоры социологов – как развивается рынок труда. Ведь в популярном кино можно увидеть только, как трудится следователь да фотомодель, как мучается олигарх и купается в роскоши бандит. Но такой список явно маловат для жизни.
- Любопытно, что в наших опросах старшеклассники указывают рейтинг основных ценностей, которые они учитывают при выборе профессий, - продолжает Елена Томас, - и на самые высокие строчки ставят такие параметры, как польза для общества (!), собственный интерес к профессии. Плюс, конечно, престиж профессии и финансовая перспектива. В этом рейтинге очень важным считаю собственный интерес, потому что, если молодой человек выбрал действительно дело по душе, которое к тому же совпало со способностями, он будет успешен, хорошо пойдёт по карьерной лестнице и станет неплохо зарабатывать.
Но вот ещё повод для радости: ошибка в выборе профессии, конечно, нежелательна, но вовсе не фатальна! Елена Томас рассказывает случай из своей практики:на консультацию пришли мама с дочкой в полной уверенности, что «бухучёт» - лучший выбор. По ходу беседы выяснилось, что девушке вовсе не нравится счёт в уме (хотя способности и были), а предпочтения направлены на сооружение причёсок, макияж, придумывание стильной одежды, да и тест выявил особые способности к творческой сфере. Но мама настаивала! Прошёл год учёбы, цифры всё больше вызывали у студентки ненависть… Затем бунт на корабле… Итог - осознанное решение поступить на имиджмейкера! Дизайн, стилистика, искусствоведение, сценическое мастерство – теперь в её жизни появилось то, к чему рвалась душа. Трудно загадывать, как сложится её трудовая биография, но у влюблённого в профессию обычно всё складывается удачно.
Кстати. Семь шагов к выбору профессии
1. Составить список подходящих профессий.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
3. Определить значимость каждого требования (может быть, есть менее важные, которые можно не учитывать).
4. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.
5. Подсчитать и проанализировать, какая профессия из списка подходит больше других.
6. Проверить результаты, обсудив своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом.
7. Определить основные практические шаги к успеху: в каком учебном заведении можно получить образование, как развивать профессионально важные качества, как повысить конкурентоспособность на рынке труда.
По материалам издания Владивосток.